Литераторы не умирают…

Покровский вестник, № 7-8(90), июль-август 2016 г.

ПАМЯТИ СОФЬИ ШОЛОМОВОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Литераторы не умирают, их рукописи не горят, а память о них живет не только в их произведениях, но и душах тех людей, с которыми так или иначе судьба писателя связывала. В этом можно было убедиться, посетив вечер памяти Софьи Богдановны Шоломовой, который прошел в читательско-экспозиционном зале имени академика Д. И. Багалея научно-исследовательского отдела документоведения, редких изданий и рукописей Харьковской государственной библиотеки имени В. Г. Короленко. У Софьи Богдановны был юбилей – ей исполнилось бы 75 лет, и в этот день, 15 июня 2015 года, на ее бывшем рабочем месте собрались очень близкие ей люди. Те, кто, несмотря на прошедшие пять лет после кончины, помнили ее так, как будто она до сих пор находится рядом – друзья, коллеги и просто читатели, которым она сумела также стать очень близким человеком. Прошел год, а я до сих пор вспоминаю этот вечер, перечитываю ее книги и вновь и вновь осознаю то, что память о человеке может быть такой действенной и живой. «С самого детства она проявляла стойкость и цельность своего характера – вспоминает ее супруг, Виктор Александрович Шоломов. – Однажды мы с братом дурачились и чем-то ее обидели. Она устроила суд и сказала, что с таким аморальным типом как я дружить не будет». Этот эпизод все же не помешал зарождению теплых чувств, которые впоследствии были закреплены прочными узами брака. Стойкость и основательность была проявлена Софьей Шоломовой и в стремлении, подражая отцу, поступить на химический факультет Харьковского государственного университета, куда она попала только лишь со второй попытки. Закончив университет она преподавала химию в мединституте. Студенты впоследствии благодарили ее не только за глубокие познания в этой сложной науке, но и за то, что она учила их самостоятельно и творчески мыслить. Ведь уже тогда, в самом начале своего пути Софья Богдановна сформировала свое жизненное кредо – ко всему подходить творчески. Этот девиз и привел ее к литературе. Ее первым исследовательским увлечением была Лариса Рейснер – женщина, которая хотела стать поэтессой, а стала красным комиссаром и родоначальником советского очерка. Здесь Софья Шоломова впервые проявила свой исследовательский талант. Увидев случайную фразу о Ларисе Рейснер в дневниках Александра Блока, она нашла доказательства их взаимной симпатии. С этой темой она выступила на Первой всесоюзной конференции, посвященной творчеству А. Блока в Тартуском университете и вызвала горячие аплодисменты участников, после чего за нею закрепился статус известного «блоковеда». В 1979 году Софья Шоломова делает окончательный выбор в пользу своего исследовательского творчества. Она меняет свою работу в медицинском институте и переходит в библиотеку Короленко, где трудится аж до своей кончины (22 марта 2010 года). Сотрудники отдела редких книг и рукописей вспоминают ее с особой теплотой и любовью, а руководитель – Игорь Яковлевич Лосиевский – выделяет то, что Софья Богдановна «каждый раз приходила сюда в ожидании открытия, для нее работа здесь была значительной частью ее жизненного пути, который привел этого человека к Богу, поскольку информация для нее – это не механическая совокупность знаний, но опыт, пропущенный через собственную душу». Именно так, остро, Софья Шоломова восприняла факт убийства священника Александра Меня (9 сентября 1990 года). Это событие кардинально меняет ее исследовательские и гражданские интересы.
Начинается ее общественная деятельность, охватывающая основание содружества харьковской интеллигенции «Круг» и лектория имени о. Александра Меня при Харьковском художественном музее. Из-под ее пера выходит множество книг, связанных с неизвестными страницами Церкви, особенно в богоборческий революционный период нашей истории. «Новомученики и исповедники окликают нас» – пишет она в своей книге «Служенья узкие врата». Там же она прибавляет: «Факты существуют не сами по себе, а в тесном сплетении с конкретными событиями и человеческими судьбами. И тогда факт – это уже не только дата или простая констатация события, но нечто более глубокое: это живая, кровоточащая история». Эта история кровоточила и внутри ее чуткого сердца, когда она вскрывала факты исповедничества нового времени. Вот как вспоминает об этом Виктор Шоломов: «Однажды я проснулся рано утром и обнаружил, что Соня еще не ложилась. Она сидела за компьютером и работала. Я сказал ей, что необходимо хоть немного отдохнуть, ведь скоро надо будет идти на работу. Она повернулась в мою сторону (в глазах были слезы) и ответила: «не трогай меня, он умирает…». Софья Богдановна оставила после себя около 50 книг и более 200 публикаций, которые выходили в Харькове, Киеве, Донецке, Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Риге, Тарту, Тбилиси, Париже и Джордан-вилле (США). Она была почетным членом Национального союза краеведов Украины. Книги, написанные Софьей Шоломовой, из-за очень маленьких тиражей сразу же становились библиографической редкостью, но ввиду уникальности материала были очень востребованы, так как содержат множество сведений, которые недоступны простому читателю. Ее близкий друг Александр Польшин вспоминал о том, что ей многое открывалось: «Мне необходимо только отыскать материальное подтверждение этого» – говорила Софья Богдановна. И она знала, где необходимо искать, поскольку имела доступ ко многим архивам не только у нас в городе. Мое знакомство с Софьей Шоломовой состоялась уже после ее смерти. Я работала над фильмом о нашем удивительном соотечественнике, святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском (Максимовиче), прославленном нашей православной церковью всего семь лет назад.
Я искала хоть какие-нибудь документальные свидетельства о нем в наших архивах и библиотеках, но так ничего
и не находила. Особенно интересна мне была информация о том, где жил святитель, когда учился в Харьковском
Императорском университе-те. Тогда же я узнала о существовании книги Софьи Шоломовой «В кругу имен, в кругу времен» о роде Максимовичей. Но поскольку эта книга была в единственном экземпляре в отделе редких изданий, а мне нужно было срочно заканчивать картину, до нее я так и не добралась. Уже после выхода фильма я рассказала об этом настоятелю университетского храма, редактору газеты «Епархиальные ведомости» архимандриту Владимиру (Швецу). Он заинтересовался этим материалом, перечитал и нашел возможность его переиздать. Так эта книга появилась у меня в руках, и на первых же ее страницах я увидела точный адрес дома Максимовичей в Харькове – улица Старомосковская, 22, а также множество уникальных фактов и интересных умозаключений автора, которые побудили меня работать над продолжением фильма. Ко дню рождения Софьи Богдановны вышла в свет еще одна ее работа – «Взгляд в вечность» – о харьковских чудотворных иконах (ее на вечере памяти представил отец Владимир). Близкие для Софьи Шоломовой люди, в кругу которых я вот так случайно оказалась,
уверяют, что работа над изданием ее трудов будет продолжаться. Потому что, по мнению коллеги Софьи Богдановны Игоря Лосиевского, «путь литератора смертью не оканчивается, путь продолжается и в нашей душе, как
свет, который через нее проходит».

Александра Драчева
преподаватель
кафедры журналистики ХНУ
имени В. Н. Каразина