ДНЮ ПРАЗДНОВАНИЯ ОЗЕРЯНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Покровский вестник, № 11-12(105), ноябрь-декабрь 2018 г.

Вот и еще один день празднования Озерянской иконы Божией Матери – 12 ноября 2018 года – остался позади… Сколько их было за всю историю с тех пор, как Царица Небесная соблаговолила посетить наш край, явив чудотворный свой об-раз в тихом уголке родной Слобожанщины, в Озерянке?

 

1711 год считается официальной датой обретения Озерянской иконы. В 2011 году, в Киеве, на Всеукраинском уровне даже проводи-лось официальное празднование в честь трехсотлетия обретения святыни. Однако дата – 1711 год –  назначена весьма символично. Историк и краевед Д.И. Багалей в своей знаменитой «Истории Слобожанской Украины» указывает, что отец Севастиан в 1710 году получил Озерянскую пустынь и построил церковь… А значит, слава об иконекак о чудотворной на тот момент была уже так велика и официально признана, что в честь нее учреждалась пустынь. Кроме того, в «Сказании о святой чудотворной иконе
Пресвятой Богородицы Озерянской», автором которой является Андрей Федорович
Ковалевский, 1711год опровергается как дата ее обретения. По святогорским актам,
годом передачи отцом Федором всего своего имущества для основания Озерянской пустыни значится 1696! Следовательно, икона была обретена еще ранее этой даты. Некоторые источники указывают период обретения иконы с 1668 по 1696 год. А это уже более чем 340 лет! Матушка Царица Небесная избрала наш край себе в удел. Все эти годы Она не прекращала изливать на стадо Христово свои милости. Как же люди–наши пращуры и современники– откликались на эти Ее милости? Об этом предлагаем вам узнать из материала, подготовленного сотрудниками редакции журнала «Покровский вестник».


«А автобусы будут!?»

И в горести, и в напасти, и в гонении, и в болезни, Наша Заступнице, Богородице,
Призри на ны и заступи Честным и Чудотворным Ликом Твоим Озерянским!

Самым первым лицом, вошедшим в летописи об истории Озерянской иконы Божией Матери, является неведомый нам, но хорошо известный Господу и Царице Небесной человек Божий, который оставил свой дом, родимый край ради того, чтобы не оставить, не погубить свое самое сокровенное – веру православную, да икону Матушки Богородицы…«Конечно, это было давно, – начала рассказывать бабушка. – В то время также жили на свете люди, только более думали о Боге и любили свою веру крепко… Украиной тог-да владели поляки, и тяжко им было видеть, как любит народ свой храмы, чтит святыя иконы и молится крестом православным… вот и задумали они темное дело: силою захотели вырвать из народного сердца его привязанность и сделать католиками и папистами люд православный… Ну вот и началось гонение: польское духовенство умно и хитро взялось за дело; всегда его слушались помещики, которые тогда населяли Украину, и начали гнать тех, кто не желал по их предложению переменить свою веру… Господи. Что видели ясные дни тогда… вот. Это вечное солнце и синяя ночь с золотыми тихими звездами!.. какие слезы!.. какую печаль!…Стон тихий, скорбный, слетая с уст страдальцев, шел по Украине от края до края… скорбный стон! И улетел на небо, как жалоба на долю… Чего не дела-ли тогда поляки! Пытки калечили тогда тысячи людей… сотни – умерщвлялись… сажали на кол, выкалывали глаза, запрягали в плуги несчастных, верных Церкви Православной, и поруганию предавали храмы и святыни.. Многия православные церкви обращали поляки в конюшни… в иных запрещали служить, совершать требы… венчания, крестины, даже отпевания… иныя закрывали и опечатывали или отдавали в аренду евреям, которые и брали особую плату за каждую церковную службу в храме… Народ обедневший и измученный,
однако, нес последние гроши, и совершали священники служение. За это сыпались на
них новыя беды от злодеев… Невыносимо было жить в Украине православным людям.
Поднялись бунты, начались войны, и тихие смирные люди, которые боялись смуты и раздоров, стали уходить на север и северо-восток, унося с собою чтимыя святыни и иконы… Вот они-то и основали города Слободской Украины – Чугуев, Сумы, Ахтырку и другие… В то время, думаю я, и была принесена сюда чтимая ныне чудотворная икона Богоматери, которую, вы знаете, именуют Озерянской… Называли ее так потому, что принесшие ее из Малороссии люди поселились в пустом местечке Озерянке, в 26-ти верстах от теперешняго Харькова, а приведший их священник отец Федор основал там селение среди гористой, лесистой и пересеченной оврагами местности: привлекла его, видимо, красота места этого, и основался он у речки. Устроил хутор и хозяйство с прекрасною пасекой… Стали стекаться к нему и еще земляки со всей Украины, и возникло село Озеряны, оживились постепенно леса и поляны, в мире зажили тут люди, веря и моляся по завету отцов… Но недолго был этот мир: не до дна, видимо,
допили чашу невзгод бедные люди: на Украину начались набеги татар крымских, мирным жителям пришлось спасаться и спасать свои святыни в глухих лесах и полях безграничных… Вот в то время и унесли, и скрыли Озерянскую икону благочестивыя руки в густом лесу, при корнях дерева… руки боголюбца, потому что неведомо, был ли жив основатель Озерянки в то время. И скрытая рукою этого неизвестного почитателя икона через долгое время открылась людям, когда стихли гонения, пронеслись бури, и на Украине стало тихо и мирно…» (из книги А. И. Макаровой-Мирской «Два дня в Куряжском монастыре»)


Следующим лицом из древней летописи об Озерянской иконе Богородицы является иерей Федор. Очевидно, именно ему и посчастливилось обрести святой Озерянский образ. Глубоко тронутый явлением ему чудотворной иконы, которую он
по промышлению свыше рассек косою, священник Федор горячо молился пред этим образом, затем оповестил всех селян о такой великой радости. Потом он оставил все свои дела, предпринял труд добраться до Святогорской лавры с тем, чтобы показать
рассеченную косой и чудесно сросшуюся икону Пресвятой Богородицы, рассказать отцам-молитвенникам о такой великой радости – о явлении чудотворного образа Божией Матери в Слобожанском крае. Отцы святогорские с верою и радостью великою восприняли эту весть. Учинили праздничное, соборное молебствие перед этим образом в честь посещения края Царицей Небесной и избрания его Себе в удел. В дальнейшем, частые случаи исцелений больных, иные факты чудесной помощи, проистекаемые от Озерянской Покровительницы, стали записывать. Отец же Федор не остановился в своих чаяниях о прославлении Озерянской иконы. Он принял решение отдать все свое имущество, только бы устроить достойным пребывание образав месте его обретения. Снова он предпринял, одно за другим, путешествия в лавру и стал просить у святогорцев благословения и споможения в обустройстве небольшого монастыря, в постройке святого храма, где бы в почестях пребывала дорогая его сердцу Озерянская икона Божией Матери.

1696 год

Сколько же молитв, сколько же трудов предпринял этот человек, чтобы, наконец, в
1696 году состоялась официальная передача всей недвижимой собственности
иерея Федора в лице наместника Святогорской лавры отца Севастиана Юхновского
его настоятелю архимандриту Вассиану (Василевскому) с целью основания в селе Озеряны, близ Мерефы, маленького подворья от Лавры – ОЗЕРЯНСКОЙ ПУСТЫНИ…


1710 год

Тем временем, пока в Озерянах шла работа по строительству (а прошло, ни много
ни мало, 14 лет с момента обретения иконы, пока пустынь была построена-обустроена), в Святогорской лавре сильно занемог наместник отец Севастиан (Юхновский). Быть может, ополчил его сатана, и отец Севастиан с недоверием отнесся к необходимости обустройства пустыни в честь Озерянской иконы, быть может, чинил препятствия в этом деле, а может, напротив, скорбел он о том, что работа по устроению пустыни слабо движется…
Один Господь да Царица Небесная только и ведают. Однако ж попущено было ему крепко захворать, да так, что жизнь его стала клониться к закату. И не было у него больше никакой помощи от братии и лекарей, никакой надежды, окромя как только припасть в слезах покаянных к Той, икону Которой он не воспринял, как пришедшую покровительствовать над здешним уделом.
В архивных записях нам встретилась запись о том, что в Святогорске тяжко захворал
архимандрит Севастиан, и на коленях пополз в Озеряны, после чего получил полное исцеление. Одно только предложение, но вдумайтесь, что за ним стояло! Может, это?
«На коленях пустился хворый монах от Святых Гор до самой Мерефы и далее…
Братия святогорская да небожители только и были свидетелями этого подвига человеческого: босиком, в одном ветхом рубище; котомка с сухарями за спиной; по каменистым склонам, по грязным болотистым впадинам; день и ночь, день и ночь, день и ночь ползет тощий, грязный, больной человек. Редкие седые волосы слиплись от пота и припали пылью, одежда обветшала, ноги не просто разбиты в кровь, но уже виднеются белые кости на коленях. Пальцы на ногах почернели и распухли… Слезами и кровью окроплены земля, трава, камни и ветки. Все то, что стало свидетелем и оставалось позади, приклонилось и замерло при виде человека, ВЗЯВШЕГО И ПОНЕСШЕГО СВОЙ КРЕСТ… А то что впереди – трепещет в ожидании… Напрасно
ты, ворон, увиваешься над этим добровольным мучеником вот уже семь верст! Тебя
прельстил запах крови и израненной плоти?
Напрасно радуешься в надежде наклеваться человечинки! Ты загляни в его глаза – это
глаза не мертвеца! Они переполнены жизнью, они переполнены светом, надеждой, покаянием, любовью… Перед этими глазами стоят Сам милостивый Господь, Сама Богородица. К ним он ползет, не чувствуя зноя, голода, боли. Из этих глаз струится радость о пред-стоящей встрече, из них проливаются слезы, омывающие грехи не только этого истинно-го христианина. Падшего, но восставшего; в этих слезах монашеская молитва за весь род человеческий, за весь наш край! И глава его
посыпана пылью как пеплом, и одежды изодраны; и плоть изнурена-изранена, и каждый шаг Ангелы небесные записывают в его книгу жизни, и каждую слезинку, каждую каплю пота и крови собирают они, как драгоценное сокровище, чтобы предъявить Владыке… И вот они уже несут его на своих руках, закрывают своими крыльями от палящего солнца, питают манною небесною и радуются. Радуются, ибо знают, что ждет этого подвижника великодушное прощение и награда!
О, какая это была встреча! Не смея поднять глаз к чудотворному Озерянскому образу, излил отец Севастиан все свое сердце Пресвятой Богородице. Нет, не исцеления
он просил у Нее – его чувства и мысли были совсем о другом. Каялся он, горячо каялся в своих грехах, просил прощения не только за себя – за всех человеков, сородичей своих, пораженных семенем тли. Просил прощения и помощи свыше, дабы не погибли еще не-мощные люди, по грехам своим отпадающие от Господа – отпадающие от своего спасения. Как не принять такое покаяние? Как не умилосердиться? Даровала Богородица отцу Севастиану великодушное прощение, полное исцеление от неизлечимой болезни. Благословила передать ему в управление Озерянскую пустынь и заняться строительством храма, в котором должно пребывать ГЛАВНОЙ ПОКРОВИТЕЛЬНИЦЕ СЛОБОЖАНСКОГО КРАЯ – ОЗЕРЯНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МА-ТЕРИ».
*«Отец Севастиан в 1710году получил Озерянскую пустынь и построил церковь…»
(Д. И. Багалей,Д. П. Миллер,«История Харькова за 250 лет его существования…)


1787 год

Шли годы. Обнищала и была упразднена Озерянская пустынь. В 1787 году Озерянская икона Божией Матери была передана в Куряжский монастырь. Сотни и тысячи
страждущих сердец пешком и на колесницах, нищих и состоятельных вереницей по-тянулись в Куряж к Матушке Богородице, как к последней надежде на заступничество.
«Пойти в Куряж», – это выражение сделалось в Харькове подобным тому выражению, которое так популярно на всем пространстве державы – «пойти в Киев», т.е. на богомолье. И в радости, и в горе харьковцы спешили на поклонение чудотворному
Озерянскому образу Божьей Матери. Да одни ли только Харьковцы»…
Шли днем, ночью, летом и зимою. А зимы тогда были снежные, морозы лютые. Преграждали они путь к чудотворному образу. Тогда и стали люди просить Высокопреосвященнейшего Иннокентия (Борисова), бывшего в то время архипастырем нашего края, о перенесении Озерянской иконы Божией Матери на зимнее время в Харьков. И дала Пресвятая Богородица сему богоугодному делу ход…
«Подлинное прошение Преосвященному Иннокентию (Борисову) подписали 95 коренных жителей города Харькова «с товарищами». Владыка Иннокентий усердно принялся за осуществление просьбы харьковцев. Он поручил предварительно Духовной Консистории рассмотреть это прошение. Консистория признала прошение харьковских граждан «яко благочестивые, достойным уважения, а ежегодное перенесение иконы Божией Матери с подобающей торжественностю действием весьма благотворным для города, скуднаго древнею святынею и могущим служить утверждению жителей его в духе благочестия и уважения к предметам священным, просить его преосвященство удостоить сие дело архипастырским вниманием и, по уважению благочестивого рвения города Харькова жителів, исходотайствовать у Святого Синода учредить Крестный ход для перенесения святой иконы»                                                                                            (Г. Кульжинский).
                                                                                                                   
Какая же радость, какое ликование царило повсеместно, когда было получено разрешение Священнейшего Синода на регулярное перенесение Чудотворного Озерянского образа торжественным крестным ходом из Куряжа в Покровский монастырь!


1844 год

«Первый раз из Куряжа в Харьков совершался Крестный ход с чудотворным образом
Озерянския Божия Матери. По описанию очевидцев и участников, чрезвычайно торжественны и высоко умилительны эти крестные ходы с Озерянскою иконою Богоматери. Множество простого и знатного люда стекается ко дню крестных ходов не только из Харьковской, но и из соседних губерний. Весь Харьков обыкновенно в эти дни принимает нарядный, чисто праздничный вид. Магазины закрываются, занятия, как в учебных заведениях, так и в различных учреждениях, прекращаются. Улицы, по которым имеет следовать крестный ход, запружены народом, имеющим в руках восковые свечи, цветы, зеленые ветви. Всякое движение по городу прекращается.
Особенно трогательна минута, когда Архиепископ, при звоне колоколов всех церквей
города, в сонме многочисленного духовенства выносит святыню на площадь и осеняет ею на все четыре стороны и благословляет народ при пении певчими, духовенством и народом «Пресвятая Богородице, спаси нас»! Кажется, вся многотысячная толпа людей в эту мину-ту сливается в одной молитве, объединяется в одном чувстве благоговейной преданности и сыновней любви к Царице Небесной, Заступнице рода человеческого. Многие плачут в эту минуту от умиления, каждый осеняет себя крестным знамением, возносит душевно молитву. Гул колоколов, церковное пение, торжественная военная музыка, играющая гимн «Коль славен наш Господь», сонм духовенства в благолепных ризах, несметная тол-па богомольцев, – все это сливается в одну чудную гармонию, глубоко проникающую в душу верующего христианина и переносящую его мыслью к тем давним и чудным временам, когда Сам Христос в образе человека жил на земле, и окруженный несметными толпами, продолжал учить и чудесно помогал людям
«исцеляя всяк недуг, всяку язву в людях».
                                                                                                                      (Е. Поселянин).
Погода была великолепна. Масса народа, от Куряжского монастыря до Харьковского
Покровского кафедрального собора, в праздничных нарядах следовала в благоговейном настроении. На границе города Харькова, на Холодной горе Преосвященный Иннокентий встретил чудотворный Озерянский образ Божьей Матери нижеследующею речью: «С радостью и страхом исходим пред Тебя, Владычице! Исходим с радостью: ибо веруем, что в сем дивном лике Твоем грядет к нам благо-дать Бога Сына Твоего. Исходим со страхом: ибо знаем, что Ты не терпишь греховной не-чистоты, а мы все покрыты ею. Оставалось бы нам, подобно апостолу Христову, воскликнуть пред тобою: изыди от нас, яко человецы грешницы есмы! Но что будет с нами, если еще Ты, Премилосердная, удалишься от нас? Когда бы Тебе угодно было видеть праведников, Ты бы пошла не к нам; но Ты, подобно Сыну Твоему, хочешь изыскать и спасти погибшее. И мы исходим пред тобой, не яко достойное почтить, сретить и упокоить Тебя, но яко немощные духом и телом ко врачу душ и телес, яко блуждающие во тьме к Наставнику и руководителю, яко ничтоже имущие к Подательнице всех благ. Гряди убо, Мати Божия и Мати, всех скорбящих и осени благодатным ликом Твоим! Гряди и прими его под всемощный Покров Твой! Се он у ног Твоих – вместе с душами сердцами нашими…» (Речь при сретении на Холодной
горе чудотворной Озерянской иконы Божией Матери, сказанная 30 сентября 1844 г.)
При этих последних словах владыка Иннокентий осенил чудотворным Озерянским
образом Божьей Матери преклонившийся народ. Очевидцы рассказывают, что эта картина была выше всякого описания.


1862 год

«Крайне важным является свидетельство, что не только Харьков, Куряж, но и первоначальное место явления иконы – Озерянка – ежегодно сподобляется видеть явившийся в ея пределах чудот-ворный образ Богоматери. В 1862 году жители Озерянки и окрестных сел обратились к бывшему тогда харьковскому архиерею Макарию (Булгакову), ученику и последователю Иннокентия (Борисова),
прося его ходатайства у Св. Синода о разрешении приносить святыню в Озерянские
пределы ежегодно на время с 15 по 28 июня. Разрешение было дано, и 15 июня 1863
года чудотворный образ Богоматери был принесен на место своего явления после
75-летнего отсутствия, встреченный огромными толпами поселян…» (Софья Шоломо-ва. «Взгляд в вечность»)
«Не лишним будет обратить внимание, что крестные ходы из Куряжа в Харьков, из Харькова в Куряж и из Куряжа в Озерянку пришлись к главным храмовым праздникам как этих обителей, так равно и Озерянской церкви. 1 октября (14 октября по новому стилю) – главный престольный праздник в Харьковском Покровском монастыре, 23 апреля (6 мая), в день святого великомученика Георгия – придельный
праздник в Куряжском монастыре и 24 июня (7 июля по новому стилю) – в Озерянском храме Рождества Иоанна Предтечи. Тоже престольный праздник» («Из книги «Озерянский чудотворный образ Божией Матери, Исторический очерк со снимком образа». Г. Кульжинский, Харьков, 1879 год) Г. Кульжинский, Е. Поселянин, А. Ковалевский в своих летописях воспевали славу Озерянской Покровительнице Слобожанского края и записывали, с какой любовью люд православный почитал эту святыню.


1892 год

Типография газеты «Южный край» напечатала брошюру «Сказание о святой чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Озерянской». Благодаря кропотливому, вдохновенному труду ее автора Андрея Федоровича Ковалевского, ранние летописи были значительно дополнены и расширены, приведены архивные сведения, опровергающие дату явления Озерянской иконы (не в 1720-х годах, а ранее 1696 года!) Также из нее мы узнаем новые сведения, что первое перенесение чудотворной Озерянской иконы из Озерянки в Куряж состоялось при настоятеле отце Наркиссе (Квитке) – любимом племяннике святителя Иоасафа Белгородского, родственнике
знаменитого украинского писателя Григория Федоровича Квитки-Основьяненка. Интересна и такая деталь, описанная в этом «Сказании»: «Издавна установился и доныне существует благочестивый обычай, в силу которого КАЖДЫЙ житель города Харькова считает своим священным долгом и особым подвигом благочестия непременно раз в год посетить Куряжский монастырь для поклонения чудотворной иконе Божией Матери…» Слова «доныне существует благочестивый обычай» звучат как напоминание о закономерной связи времен и поколений, передающих из рода в род свои священные традиции. К сожалению, в последующие десятилетия ХХ века такая связь была дьявольски подорвана, сами храмы и монастыри, хранившие драго-ценные святыни, разрушены, а многие иконы утрачены или поруганы. И не удивительно,
что, по мере оскудения в народе страха Божия, стал оскудевать и сам народ. 

Однако продолжим наше повествование далее.


1901 год

В 1901 году у станции Борки в Спасовом Скиту «был совершен крестный ход с Озерянской иконой Божией Матери, которую накануне привезли из Харькова» (этот крестный ход стал впоследствии регулярным). Нужно отметить, что ни одна из святынь Харьковской епархии не принимала так часто участие в крестных ходах, как этот чудотворный образ.


1903 год

В 1903 году Синод по ходатайству архиепископа Амвросия (Ключарева) установил
празднование Озерянской иконе 30 октября (12 ноября по новому стилю).


1904 год

25 января 1904 года в Харькове было открыто «Братство Озерянской иконы Божией
Матери», филиалы которого стали появляться в разных уездах Харьковской губернии.
Основная деятельность этой необычной для своего времени общественной организации накануне первой революции была направлена на духовное просвещение народа (К 1914 году филиалы Братства Озерянской иконы Божией Матери действовали в каждом уезде! – прим. ред.)
В том же году была издана еще одна брошюра, посвященная Озерянской иконе Божией Матери. Ее подготовил священник Владимир Шаповалов.


1905 год

«30 октября (14 октября по новому стилю), в день чествования Озерянской иконы Пресвятой Богородицы, преосвященный архиепископ Арсений (Брянцев) в Покровском соборе произнес проповедь. Он указал на «великое значение Озерянской иконы для населения Харькова и всего края», изложив главные обстоятельства ее явления и прославления и отметив то особенное почитание и благоговение, которое имеют к ней жители Харькова. Затем владыка развил мысль, что явленные иконы всегда являлись, как плод усердной веры народа, как награда от Бога за веру и благочестие народа. Переходя к современному периоду, владыка указал на то, что теперь наоборот: время не почитания, а похищения святых икон, время не процветания силы и народной веры и благочестия, а ослабления и утраты их. С потерей веры и благочестия утратилась в людях любовь к ближним, к труду и порядку, уважение к личности другого и чужой собственности. Весь молебен, как рассказывает хроника, прошел с коленопреклоненным чтением молитв» (Софья Шоломова).


1909 год

Священник Николай Котов произнес слово в день перенесения Озерянской иконы
из Харькова в Куряжский монастырь. Журнал «Вера и разум» приводит сокращенную запись его вдохновенного слова: «…Этот праздник принадлежит к числу местночтимых. Здесь не только церковная святыня, но и народная. Все население местное и окрестное, и даже отдаленное, толпами, как волна-ми, прибывает, чтобы взглянуть на Матушку Заступницу… Здесь ключом бьет спасительная жизнь веры и упования на благодатную помощь свыше через ходатайство Пресвятой Богородицы. Она – наша скорая Помощница. Она может утишить нашу бурю душевную. Она может утешить нас в наших несчастьях. Она поддержит в отчаянии и даст силу и мужество преодолеть все жизненные затруднения и побороть наши страсти душевные. Конечно, важно не только самое изображение, но еще более – изволение Божией Матери проявить свою силу и свою благодать…»
И в конце приведена краткая молитва.
О чем же просили люди, жившие на нашей земле в 1909 году? «Все нужды и все скорбные обстояния прими материнским сердцем. Покрой и облегчи материнскими заботами! Накажи нас за грехи наши! Накажи больно и строго, только не отрицайся нас!
Не отвергай нас навсегда!»


1914 год

Во время зимнего пребывания чудотворной Озерянской иконы Божией Матери в Озерянском храме Покровского монастыря перед ней молились сотни паломников. По средам перед поздней литургией здесь, перед чудотворным образом, соборно читался акафист Покрову Пресвятой Богородицы, а по субботам святыню привозили в Озерянский храм, что на Холодной горе. На одном из таких Богослужений архиепископу Антонию (Храповицкому) пришла мысль о необходимости создать Акафист Озерянской иконе Божией Матери. Согласно воспоминаниям старожилов Харькова, именно ему и принадлежит авторство первого акафиста в честь Озерянской иконы Божией Матери.


1915 год

Летопись об Озерянской иконе Божией Матери переплетается с незаурядной личностью протоиерея Николая Загоровского, причтенного впоследствии к лику святых нашего края и известного, как Серафим Харьковский. Вот как происходили некоторые паломничества в Куряж на поклонение Озерянской иконе Божией Матери: «В одном таком паломничестве участвовало несколько тысяч человек. Шли группами, и перед каждой несли крест, иконы, хоругви. Шли с пением, но так, чтобы следующая группа не могла слышать пения ей предшествовавшей. Перед ней несли другой крест, иконы, хоругви, и шло уже свое пение. Таких групп было множество. Незадолго до конца пути отец Николай поднялся на пригорок и обратился к народу со словом. Он сказал, что предстоит моление о дожде, ибо царила злейшая засуха.
Когда пришли на место, народ расположился в лесу вокруг Куряжского монастыря.
Так как храмы не могли вместить всех пришедших, всенощная служилась всю ночь
на возвышении в лесу. Все это время, до самого рассвета, иеромонахи исповедывали пришедших людей. Когда утром служилась Литургия, причастники причащались из
всех чаш, имевшихся в монастыре. Это заняло половину дня. Когда причащение
окончилось, отец Николай произнес следующее слово: «Теперь мы будем служить
молебен о дожде. Падите все ниц и молите Бога до тех пор, пока не закапают на землю небесные слезы». Народ упал на землю. И вдруг на чистом небе стали появляться тучи, и на пыльную землю действительно стали капать тяжелые, как слезы, крупные
капли дождя, вздымавшие пыль на дороге… Когда начался дождь, народ, было,
кинулся к отцу Николаю, но монахи его окружили и увели в монастырь. Все бросились
кто куда мог, чтобы укрыться. Когда все укрылись, разразился сильнейший ливень.
После трапезы пришел к отцу Николаю звонарь и спрашивает: «Прикажете ли звонить сбор?» Отец Николай задумался, опустил голову. Потом сказал: «Звоните!»
Дождь продолжал лить как из ведра… Но как только стал раздаваться звон на обратный путь, дождь сразу прекратился. Возвращаясь домой в Харьков, толпа богомольцев
шла по улицам с ветвями в руках и с восторженным пением «Христос Воскресе!» Жители города открывали окна, пораженные недоумением при виде такого ликования
двигавшейся толпы людей…»


1928 год

Куряжский монастырь закрыт, Преображенский храм его, долгие годы хранивший
Озерянскую чудотворную икону, разрушен до основания. Харьков стал местом ссылки архиереев, подвергшихся гонениям тоталитарным советским режимом. Среди их числа был также архиепископ Онуфрий (Гагалюк).
Милостью Божьей сохранилась речь священномученика Онуфрия «Поучение в праздник Харьковской (Озерянской) иконы Божией Матери». Вот некоторые выдержки из нее:
«Всякий раз, когда совершается в святых храмах Божиих торжественное моление во славу Пресвятой Богородицы, когда приносится к нам для поклонения и лобзания святой образ Пречистой Девы, тогда нас, грешных, посещает Владычица мира – Матерь Божия.
Какая великая милость к нам, грешным, омраченным всевозможными страстями, какая
радость! Припоминается посещение Пречистою Девою Мариею своей родственницы
Елисаветы. Святая Елисавета духом провидя в Пречистой Марии не простую родственницу, а Матерь Божию, в духовном восторге воскликнула: «Откуда мне сие, да прииде МатиГоспода Моего ко мне!»… такие чувства радости и умиления переживали и православные жители града Харькова в сей нарочитый день прославления чудотворного образа Озерянской Божией Матери. Радуются они и ныне.
Но теперь радость их печали сопричастна. Отчего мы скорбим, когда нужно только духовно торжествовать и веселиться? Оттого, что святыня наша великая – в руках нечестивых раскольников. Владычица мира оставила нас, православных. За что? За грехи наши. Очевидно, усмотрела Царица Небесная в наших душах много скверного, что попустила Царица Небесная быть такому злу – взятию Ее чудотворного образа руками раскольников…»


1935 год

«К горькому сожалению, самой чудотворной иконы Озерянской Божией Матери у нас сейчас нет. В тяжелые тридцатые годы ХХ века, как говорят старожилы, святая Озерянская икона находилась в Трехсвятительском храме города Харькова. Чтобы угодить безбожным влястям того времени, староста храма вместе с уполномоченным по делам религий развели во дворе храма костер и вместе с другими святыми иконами сожгли на нем и Святыню нашего края – святую Озерянскую икону Божией Матери….» (Из речи Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского 12.11.2000 г)


1977 год

«Митрополит Никодим и протоиерей Николай Бараненко были единомышленниками в
стремлении возродить в Слобожанском крае традиции благоговейного почитания чудотворной Озерянской иконы. В 1977 году отец Николай принял холодногорскую церковь в довольно неухоженном виде и сумел немало сделать для ее благоустройства. Были проведены ремонтные работы, обновлен иконостас. Отец Николай был инициатором установления 29 июня ежегодного празднования
Озерянской иконы Божией Матери» И теперь мы дважды в год – 29 июня и 12 ноября –
празднуем этот светлый праздник (Архимандрит Никодим (Сылко). «Паству Харьковскую матерински опекающая»)


1980 год

25 апреля 1980 года Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим произнес торжественное слово при освящении нового придела в Благовещенском соборе
в честь чудотворной Озерянской иконы Божией Матери. Он говорил о том, что Божья Матерь есть неисчерпаемый источник милосердия для всего мира и напомнил, что Озерянская икона «дарована была нашим предкам в далекие времена для укрепления их веры».


 

1994 год

13 декабря 1994 года иеромонах Никодим (Сылко)(ныне архимандрит) получил Указ с назначением стать настоятелем часовни на месте чудесного явления Озерянского образа. Строительство здания было не завершено на тот момент и явно затянулось. Окон нет, кладка стен не закончена, территория вокруг в запустении… Но с приходом нового настоятеля буквально в течение полугода картина изменилась и 4 июня 1995 года Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, освятил празднично убранную часовню и возглавил в ней первую Божественную Литургию.


2008 год

Редакция журнала «Покровский вестник» организовала паломническую поездку в Озеряны – место обретения иконы, где был отслужен молебен в честь празднования Озерянской иконы Божией Матери. Вскоре после это-го события была найдена старая литография иконы с надписью: «Истинное изображение чудотворной иконы Божией Матери Озерянския». В соответствии с этим истинным изображением стали печататься литографии нашей главной святыни. Ее изображение было заменено в Википедии на соответствующее первообразу. И вскоре оно наполнило храмы, просторы в печатной продукции и интернет.


2010 год

Восстановлена точная копия первообраза Озерянской иконы Божией Матери (Художник Яна Юрьевна Данилюк)
«…17 сентября. 7:30 на часах– положен последний штрих на образе… – свершилось! С благоговейным трепетом благодарим Господа, кланяемся Озерянской Владычице
с сердечным волнением и обнимаемся с дорогой Иоанной, усердно послужившей долгожданной, прекрасной тайне…
17:30 того же дня. Время ехать освящать икону в Озеряны! Достойно и торжественно водрузился игумен Глеб на первое сидение, на голубом рушнике держит долгожданную…
И мы: монахиня Анна, послушник Леонид, фотограф Антон и я. Тоже старались торжественно утрамбоваться вчетвером на заднем сидении «Приличного экипажа»… Поехали!
Чье-то колено перекрывает обзор вида слева, чья-то рука держит листик с текстом тропаря Озерянской иконе, но все пятеро в машине, не считая водителя, единым телом и едиными усты радостно «дышим» тропарь:
«Твоего предстательства уверение, и милосердия Твоего явление…»
Приехали. Поклонились святому месту. Набрали водицы от Живоносного источника.
Зашли в храм. Установили икону на аналое, зажгли свечи и, как тогда, в 2008 году «произошел» тихий, дивный молебен… Сами собой сгибаются колени, теплые счастливые слезы смешивают мысли, лики и слова, осязая невероятное ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ внутри, снаружи и повсюду…
Освятили, спаси Господи люди Твоя!
Разделить эту радость приехал благочинный (ныне архимандрит и настоятель) нашей
святой обители игумен Нестор.
Мы сопроводили нашу Озерянскую в машину к священноначалию, запечатлели очередной раз драгоценные мгновенья и – айда восвояси под мощные звуки Пасхального богослужения с диска, что включил на всю громкость раб Божий Анастасий, и которые раздвинули границы замкнутого пространства салона машины,
соединив его с огнями ночного города, плавно переходящего в звездную даль
Седьмого Неба. Этой же ночью в монастыре мастера-плотники во главе с Валерием Шекеладзе доделывали облегченный дорожный киот. Ближе к рассвету наши украсительницы облачили икону цветами и к назначенному времени Первая, главная, восстановленная святыня – Озерянская икона Божией Матери – была готова в дорогу, чтобы обойти вокруг весь город и своими глазами увидеть, как мы живем и чего стоим». (Из современной летописи о втором обретении Озерянской иконы Божией Матери).
18 сентября 2010 года, перед началом Крестного хода с Восстановленным первообразом Озерянской иконы Божией Матери Его Высокопреосвященство, Высокопреосвяшеннейший Онуфрий, арихиепископ Изюмский, дал отеческие напутствия крестоходам:
«В этот юбилейный год, когда вся Слобожанщина и Харьковская епархия готовятся отпраздновать 300-летие обретения Озерянской иконы Божией Матери, я хочу от имени митрополита Никодима передать благословение всем нам на тот путь, который вы сегодня избрали – Крестный. Уже три века Озерянская икона Божией Матери является утешением, укреплением нашей веры, помощницей и защитницей нашего края. Будем молиться, чтобы Божья Матерь охраняла наш храм, нашу Слободскую Украину, чтобы всегда оставалась заступницей верующего человека, который приходит к Ней для молитвы.
Искренне радует, что сегодня начинаем мы этот Крестный ход до празднования Озерянской иконы Божией Матери, до нашего торжества. Самые добрые пожелания. Божье благословение священнослужителям, верующим нашей епархии: да благословит нас Господь, да дарует нам Божья Матерь мир и согласие в нашем обществе. В добрый путь отцы, братья и сестры, с праздником!». («Дневник крестохода», «Покровский вестник» № 10(31), октябрь 2010 г.)


2017 год

По благословению Онуфрия, Митрополита Харьковского и Богодуховского, ко дню празднования вырощена в металле РЕЛЬЕФНАЯ, ТОЧНАЯ КОПИЯ Озерянской иконы Божией Матери. Незрячих своих чад Озерянская Заступница также призвала под Свой Покров. Девятого ноября в Озерянском храме чрезвычайно торжественно, в присутствии многочисленного духовенства, учащихся ХДС, гостей из разных городов Украины наш Архипастырь совершил освящение этого необыкновенного образа. На протяжении пяти дней проходили торжества и крестные ходы. В легком дорожном ковчеге – две Озерянских иконы! Одна – Живописная, другая – рельефная металлическая для слепых… и не только.


2018 год

12 ноября в честь празднования Озерянской иконы Божией Матери в Георгие-Петропавловском храме на территории Куряжа – места ее исторического пребывания, – была отслужена Божественная Литургия, после которой все ее участники – 80 человек прихожан, дьяконов и священников – пронесли главную святыню Слобожанщины вокруг Куряжа. И радостно, и печально было в этот день: с тех давних времен край Слобожанский разросся, укрепился. Народу поселилось видимо-невидимо. Только Владычицу свою, икону Озерянскую, приходят почтить немногие. Да и те в ответ на объявление о предстоящем проведении Крестного хода в Куряже тут же спросят: А АВТОБУСЫ БУДУТ?

Разучились мы плакать, каяться в грехах своих. Да что там каяться? Многие и вовсе грехов своих не видят! «Какие у меня грехи? Не убила никого, не обворовала…» Нечего тогда и удивляться, что попущено на нас это тяжкое испытание – гонение на Церковь Православную!
Когда то я услышала такую фразу: «Истинное лицо человека можно увидеть только в критической ситуации.» Так вот снова, по велицей Своей милости и ради нашего спасения, даровал нам милостивый Господь встряску хорошую, чтобы опомнились, задумались крепко и приняли решение. Не для кого-то, не для лицеприятия начальника на работе или авторитета перед соседом. А только тет-а-тет: только ты и Бог! Каждый сейчас вынужден сделать личный выбор: со Христом ты или против Христа? И третьего не дано. Теплохладная я. Вся погрязла в грехах. Нет у меня никаких подвигов. И мне, как и многим другим, чтобы добраться до места пребывания ДОРОГОЙ  НАШЕЙ СВЯТЫНИ, ОЗЕРЯНСКОЙ ЗАСТУПНИЦЫ, тоже желательно, чтобы был автобус, а еще лучше – машина. Где уж там пешком, да еще на коленях, как архимандрит С

евастиан? Утонула в суете житейской, в погоне за желанным комфортом. Разве я могу остановить эту непрерывную гонку, в которой увязла по самые уши, как в болотной тине? Нет, немощный человек это-го не может сделать своими силами. Но что невозможно человеку, возможно Богу! Ведь для этого Он и пришел! Господи! Согрешила я на небо и пред Тобою. Ты видишь всю ничтожность мою, всю лень и трусость. Паршивая овца я под номером 100. Но овца стада Твоего! Не прошу у Тебя ни здоровья, ни богатства, ни благополучия. А только чтобы не отпасть от Тебя, Драгоценный мой Господи!

Последняя Ты моя Надежда и Спасение! Верю, что не оставишь в погибель вечную душу мою! Верю, что пришел Ты спасти грешныя – от них же первый есмь. аз! Верую! Помоги моему неверию! Изми мя от погибели, очисти скверну души моей, укрепи, соделай меня СОСУДОМ ВЕРЫ и сотвори мне ПОЛЕЗНОЕ по велицей Твоей милости, молитвами Богоматери, усыновившей весь род человеческий, Озерянской Заступницы, избравшей Себе в удел всю землю нашу Слобожанскую. Аминь.
                                                                                                                      Материал подготовила
                                                                                                                      Алла Станкевич
Использованная литература:
1. Багалей Д.И., Миллер Д.П.
«История Харькова за 250 лет его
существования»
2. Ковалевский А. Ф. «Сказание о святой Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Озерянской»
3. Кульжинский Г. И. «Озерянский Чудотворный образ Божией Матери»
4. Макарова-Мирская А. И. «Два дня в Куряжском монастыре» (1913 год)
5. Слова и речи Иннокентия (Борисова), том 1
6. Слова и речи священномученика Онуфрия (Гагалюка), том. 1
7. Шоломова С. Б. «Взгляд в вечность»
8. Архимандрит Никодим (Сылко). «Паству Харьковскую матерински опекающая»