Слово в неделю двадцать седьмую по Пятидесятнице

Лк. 13, Ю-17
В одной из синагог учил Он в субботу.
Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобож­даешься от недуга твоего.
И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно де­лать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каж­дый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
Cию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже во­семнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день суб­ботний?
И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Валентин Амфитеатров
Евангелие представляет нам пример и доказательство следующих утешительных истин:

1. зависть и злоба лживы, лукавы, коварны, но вместе с тем унизительно боязливы;

2. правда и добродетель искренни и откровенны, но вместе с этим смелы, даже неустрашимы.

Однажды Иисус Христос учил в субботний день. Среди его слуша­телей была несчастная женщина: восемнадцать лет угнетал ее тяжкий недуг. Наш Спаситель, приметив ее, умилосердился к ней. “Он подозвал ее, возложив руки на нее, исцелил ее”. Начальник синагоги увидел это дивное чудо, совершившееся на глазах у всех, услышал ласковое, бла­готворное, неподражаемое слово из уст Человеколюбца и не умилился
сердцем, как следовало бы ожидать, но озлобился. В его душу, точно нечистые змееподобные черви в загнивший плод, проникли зависть, досада, злоба.
Желая опорочить прекрасное действие человеколюбия, он нашел безвременным совершение чуда. Из лживых уст начальника синагоги народ услышал, что можно было бы это доброе дело совершить после, завтра, когда угодно, а не теперь. Видите ли, этот хитрый человек хо­тел смутить народ, презрительно показав, что виденное всеми и испы­танное страдалицей чудо исцеления — дело не важное. Такое дело мог бы и он сделать, но не хочет, потому что уважает “субботу”. Смысл его слов был таков: “видите, я — законник, а Он — беззаконник. Итак, на­род, открой глаза; преклонись пред проповедником фарисейского по­ста и ревнителем жидовской субботы, но отврати свое лицо от Правед­ника и Чудотворца, возненавидь Его, как нарушителя закона”.
Этот ревнитель жидовской субботы так отчетливо напоминает рев­нителей современного пустосвятства, говорящих: “зачем часто приоб­щаются св. Христовых тайн. Для этого есть условные дни”. Эти ревни­тели изменчивой формы безжалостны к человеческой скорби, утоляе­мой св. таинствами исповеди и причащения. Они одержимы завистью, злобой и неверием к часто причащающимся, на том основании, что в них самих, как в Иуду после Тайной Вечери, входит сатана.
Если бы завистливый и злобный хитрец в евангельском рассказе имел дело с обыкновенным человеком, то могло статься, что он и достиг бы своей цели: его бы прославили какзаконоисполнителя, а Иисуса Христа за ласку, утешение и исцеление восемнадцатилетней страдалицы возне­навидели бы. Теперь этого не случилось. Из уст воплощенной Истины и Святости, от Господа Иисуса Христа услышал он бесстрашное слово: “ли­цемер!” Обличительным языком правды Иисус Христос заградил уста его и его сообщников и выставил напоказ народу незапятнанную исти­ну. “Я когда Он говорил, все противившиеся Ему стыдились, и весь на­род радовался о всех славных делах Его ” (Лк. 13,14).
Так препирались зависть и злоба с истиной и добродетелью во время земной жизни Иисуса Христа; так они препирались и до пришествия Его на землю; так препираются они и доселе.
Кому не известно, что люди добрые и благонамеренные имеют за­вистников и злобствующих на них людей, которые, подобно упомина­емому в Евангелии начальнику синагоги, всячески стараются очернить их честь и имя? Неблагожелатели готовы были бы если не распять доб­рого человека, то лишить звания и чести, изгнать из города, да боятся общего народного мнения. — Что же они делают? — Они тихо, лукаво и хитро как будто соглашаются со всеми, что уважаемый обществен­ным мнением человек действительно есть порядочный человек, но прибавляют, что им известно про него и то, и другое, и третье… тайны соблазнительные. И вот, многие уже смущены. Многие от него бегут. Многие повторяют о нем сказания. Многие на лице своем изображают улыбку презрения при имени его. Многие уже берут камень, чтобы пу­стить в него!
Добрая слава медленно пробирается одной стезей, а худая молва бежит и скачет по тысяче дорог. Пустить по дороге постыдную молву о человеке, вид добродетели которого терзает их загрязненную душу, — завистникам и злобным людям этого только и нужно. Теперь они уже безопасно изливают яд аспидов, таящийся под устами их, сыплют хулы и поношения на известного им доброго человека. По их мнению, он не только не добрый человек, хотя и кажется таким, он, — сребролю­бец, злодей, нечестивец и изверг человеческого рода. Все его добрые дела, по их мнению, дела обыкновенные, да и какие они добрые? Они противозаконные. Он субботы не хранит, он пренебрегает ходячим мнением, он знать никого не хочет; словом, он едва ли не враг отече­ства: “распните его”.
Что же делать, если об одном и том же человеке вы слышите из одних уст хорошее, а из двух-четырех самое дурное? Не торопитесь осуждать, как не торопился народ, слушавший отзыв начальника сина­гоги об Иисусе Христе. Обращайте внимание на доказательства, кото­рые приводит с целью подтвердить свое невыгодное мнение об уважа­емом всеми человеке гнусная молва.
О, если бы коварные и завистливые люди были всегда пристыжае­мы и доводимы до безмолвия, как упоминаемый начальник синагоги! Тогда истина и добродетель были бы менее затмеваемы ими. Страх сты­да отнял бы охоту у многих негодяев хитрить и лукавить, а добрые люди менее имели бы препятствий к познанию истины и добродетели. Но притворщиков и клеветников мог доводить до стыда и безмолвия только Господь наш Иисус Христос, а среди нас, обыкновенных людей, такие слуги диавола, облеченные ризой ангела, заставляют смущаться и краснеть самую невинность и добродетель. Как поступать со злоб­ными и хитрыми людьми? Всячески избегать общества с ними, чтобы не впасть в их сети. Стараться пробудить в них чувство стыда; действо­вать на их совесть, а если это не действует, то предоставить свое дело Господу… а самим нам идти своей дорогой добра, сеять доброе и пре­красное, благодетельствовать, помогать, утешать, облегчать и не воз­мещать за зло злом.
Господь и Бог наш, много-много претерпевший от зависти, хитро­сти и лукавства, да поможет нам всем в терпении от них. Да умудрит всех и каждого не слушать людей, набрасывающих тень на жизнь, труд и подвиги тружеников чести, молитвы и добра. Он же изрек: “ Блаженны вы, егда поносят вам и ижденут” (Мф. 5,11); “ блаженны вы, егда имя ваше, яко зло, пронесут, Сына человеческаго ради” (Лк. 6,22), “ велика ваша награда на небесах”. (Мф. 5,12). Аминь.

Валентин Амфитеатров