Слово в неделю двадцать пятую по Пятидесятнице

Лк. 10,25-37
И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель!
 Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: В законе что написано? Как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем ра­зумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
[Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближ­ний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, из­ранили его и ушли, оставив его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, про­шел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и про­шел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, поса­див его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержа­телю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издер­жишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Валентин Амфитеатров

Наставление, данное Иисусом Христом законнику, им неожидан­ное! Он желал искусить Господа, а между тем сам испытал такое искушение, что мог быть засмеян даже малыми детьми, потому что, при своей мнимой учености и знатной занимаемой им обществен­ной должности, он не знал, кто есть ближний, которого должно лю­бить как себя самого. Ближний наш есть каждый человек, нуждающий­ся в нашей помощи.
Притча о человеке, ограбленном и избитом разбойниками, остав­ленном без внимания священником и левитом, но нашедшем братское сочувствие в проезжем незнакомом самарянине, убедила законника понять эту истину. Когда он в этом сознался, то Иисус Христос сказал ему: “Иди, и ты твори такожде” (Лк. 10,37).
Идите, благочестивые слушатели, и вы творите так же, как посту­пал сострадательный самарянин в притче! Этой притчей Спаситель показал путь к нашему небесному отечеству, к которому всегда должно стремиться как к последней цели нашего странствования. Но достиг­нуть страны, где вечно обитают мир, истина и любовь, мы можем толь­ко посредством молитвы и сострадания к несчастным.
Не позабудем же о том, что Иисус Христос от Своих последовате­лей требует не мертвой, бесплодной веры, потому что и диаволы веру­ют, признают Его владыкой всех тварей, но веры, сопровождаемой любовью, милостью к несчастным. “Милости хощу, а не жертвы”, — говорит Он. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищих бескровных вве­ди в дом твой: “аще видиши нага, одень”. Вот, по словам Исаии проро­ка, жертва, приятная Богу. Она освящает, соделывает правильными наши посты. Она составляет крыло для нашей молитвы и возносит ее к пре­столу Божию.
Представим себе страшный день, когда Иисус Христос, как нели­цеприятный Судья, придет произнести решительный приговор над нами. Кто суть благословенные, которых Он призывает к наследию Царства, уготованного Им от сложения мира? Все они — сострадатель­ные друзья человечества. К ним Христос обращает Свою благостную речь: “Когда Я был голоден, вы дали Мне есть; томила Меня жажда, вы напоили Меня; не имел Я ни пристанища, ни убежища, ни приюта, вы
ввели Меня как родного в дом свой; болен был Я, вы посетили Меня; Меня заключили в темницу, и туда вы пришли ко Мне” (Мф. 25,36). Но кто суть несчастные, осужденные на вечное мучение? Это жестокосер­дые души, оставлявшие бедных терпеть голод и жажду, зной и наготу. Тщетно они будут взывать к праведному Судье, что не видели Его алчу­щим или жаждущим, нагим или в темницу заключенным. Они всегда видят Его в лице нищих, беспокровных, голодом, холодом, нуждой из­нуренных существ, подобных себе.
Всем нам небезызвестно, как много бедных, больных, страждущих, несчастных томятся своей жизнью и самым бедственным своим поло­жением, красноречивее всяких слов умоляют нас о сострадательной помощи. Не отвращайте взоров своих от бедствующих и помогайте, чем можете, — состраданием, советом, утешением, вразумлением, по­сильным подаянием вещественной помощи. Вспомните, как поступа­ли святые угодники, отыскивавшие страждущих и посещавшие их в хижинах, холодных подвалах, в заключениях и на местах казни. Толь­ко не делайте благотворительность явной, не объявляйте о том, куда послали и кому ее дали. Это уже не милостыня христианская, а осуж­денное фарисейство, трубой на площадях и жилищах возвещающее о своем человеколюбии для того, чтобы прославиться между людьми. Такая милость есть своекорыстный, тонкий расчет, которым гнушает­ся Господь; такая милость — плевелы, засаривающие собой на Божьем поле чистое пшеничное зерно.
Тяжелые предрассудочные соображения иногда воспрещают благо- стыне идти правильным назначением. Многие говорят: если священник и левит проходят со спокойной душой мимо бедных и слабых, то поче­му я должен обращать на них сердолюбное и деятельное внимание? Уже по тому одному, что каждый из нас может попасть в тяжелую беду — если не сам, то дети наши… Вот почему в книге Библии сострадательный нищелюбец Товит заповедовал своему сыну: “О, не отвращай лица твое­го от нищего, и от тебя не отвратится лице Божие” (Тов. 4,7).
Некоторые из нас только добры и любящи на словах; они готовы пролить слезы нежной чувствительности, читая какой-нибудь рассказ о несчастных страдальцах, но в действительной жизни они сторонят­ся их. Их сердце затворено каменной дверью, а самое сердце сдела-
лось тверже металла и многоценных камней, хранимых ими в банках и несгораемых своих сундуках. На бедных они смотрят с брезгливостью.
Что сказать о таковых? Ап. Иоанн Богослов о таких людях сокру­шался, говоря: “Братия, не любите словами или языком, но делом и ис­тиною”. (1 Ин. 3,18).
Ради Бога и Спасителя, слушатели благочестивые, идите и творите такожде, как добрый самарянин. Будьте благотворительны и милосер­дны; помогайте бедным с радушием. Это заповедовал нам не закон, писанный человеческой рукой, а наш Христос: Ему слава и честь и по­клонение в милосердии и сострадании нашем, пока мы живы, пока в сердце не умерла Божественная искра любви. Аминь.

Валентин Амфитеатров