Слово в неделю двадцать девятую по Пятидесятнице

 Лк. 17,12-19
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять чело­век прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев [их] Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голо­сом прославляя Бога,
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего ино­племенника?
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

Валентин Амфитеатров

В нынешнем Евангелии евангелист упоминает случай из земной жизни Спасителя, когда Иисус Христос исцелил десять человек, больных проказою, болезнью, вызывающей в самом боль­ном ужас и отчаяние, а в других людях — отвращение к нему.
Господь наш Иисус Христос, сжалившись над этими несчастными, отвергнутыми обществом страдальцами, исцелил их. Девять из них стали жить по-прежнему, позабыв о Благодетеле, возвратившем их к жизни частной, семейной и общественной. Только десятый из них, од­нако, вернулся к Господу и начал благодарить Его. Спаситель наш спро­сил исцеленного: “где же остальные? Отчего они не пришли сюда?” А благодарного исцеленного иноплеменника удостоил следующих бла­гостных слов: “Иди, вера твоя спасла тебя!”
Этот случай записал евангелист в наше назидание. Особенно нази­дателен для нас не тот факт, что Человеколюбивый Чудотворец исце­лил десять прокаженных, но чувства исцеленных к свершившемуся над ними неслыханному, неожиданному чуду.
Благодарность — прирожденное чувство человека, сознающего свою зависимость от Бога. Но, увы, страсти, во главе которых узкое, достойное презрения себялюбие, стирают у многих красоту и благо­родство этого чувства, столь тесно соединенного с чувством благого­вения к Богу и любви к ближним. Неблагодарный теряет сознание о достоинстве этого чувства, как бы забывая и не желая знать, что все дары счастия на земле, “всякий дар совершенный” исходит от Отца Светов: здоровье и сила, и красота, покой и довольство, пища и одежда, словом, все, что украшает жизнь и делает существование человека на земле отрадным.
Но, увы! — души огрубевшие равнодушны к чудесам благости Бо­жественного Промысла. В дарах земного благоденствия они видят как бы уплату со стороны Господа; это чувство есть чувство наемного раба, сделавшего привычку условной материальной ценой означать свои услуги. Эти люди свою жизнь называют не даром Божьим, но случай­ностью, в которой повинен Бог и люди. Эти люди на языке религии, разума и нравственного чувства называются неблагодарными.
Неблагодарные люди ожесточают свое сердце до того, что только при скорбях, утратах и несчастьях познают цену даров Божьих: здоро­вья, благополучия, чувств телесных и благорасположения ближних. Свое здоровье начинают беречь, когда оно разбито их неправильной жиз­нью, — пьянством и развратом, — спокойствие других начинают це­нить, когда других доводят до печали неутолимой и тд.
Неблагодарные люди как бы стараются изгладить из своей памяти обстоятельства своей жизни, во время которых они получали благоде­яния. Вот почему мы видим так часто примеры детей, оскорбляющих воспитавших их родителей, учеников, осмеивающих своих учителей, разбогатевших счастливцев, уничижающих своих бедных и бедствую­щих, нуждающихся и обремененных родственников и знакомых.
Неблагодарные люди отмечены всегда преступной боязливостью при постигающих их жизнь несчастьях. При несчастий они не щадят своей головы, чтобы кланяться, не стыдятся слов, какими умоляют о помощи подобного себе человека; забывая свое достоинство, они — у ног себе подобного. Кроме этого, в их устах неисчислимое количество обетов и Богу, и людям. Но, слава Богу и честь добрым людям, беды
пронеслись над ними; они здоровы, целы, жизнерадостны: в этом со­стоянии благодетелю лучше бы с ними не встречаться, потому что от неблагодарного человека всегда нужно ожидать неприязни более опас­ной, нежели от чужих врагов. “Беды мне, — восклицал апостол, — от сродников, беды от разбойников”. (2 Кор. 11, 26). Какую из них легче вынести сердцу благому?
Неблагодарных людей можно узнать по объяснению ими причин несчастья, когда оно над ними разразится. Они всегда к своей печали, как роковую причину, привлекают и Бога, и людей, но почти никогда
самих себя. От них всегда можно слышать подробное объяснение о том, как их обидела судьба и люди. Словом, все виноваты пред ними, но сами они — чистые праведники. Если вслушаетесь в изложение их скорбей, то встретите ропот, обиду, зложелательство, злопамятство и все другие пороки, а главное — отсутствие смирения и сокрушения в духе покаяния и всепрощения, искренней молитвы и покорности воле Божией.
Оставим их без осуждения. Их много. По учению Иисуса Христа выходит девять недостойных на одного праведного, благодарного, да и тот был иноплеменник.
Положим в сердце своем благодарность, как самое высокое сокро­вище. Благодарный человек чувствует, что он весь — в Боге; он зависит только от Бога.
Благодарный человек имеет дерзновение просить от Господа но­вых благодеяний, и он молится с уверенностью принять их в высшей степени.
Благодарный человек в людях, ему благотворивших, видит с чув­ствами признательности и неколебимого уважения самых дорогих для себя существ, через которых он от Господа получал великие благодея­ния. И благодетель, и облагодетельствованный становятся близкими, родственными во Христе, ниспославшем дар — одному дать, а другому принять добро и пользу.
Что может более радовать сердце, как видеть благодарных сыно­вей и дочерей, что может быть более умилительно, как видеть беско­рыстных друзей, как быть знакомым с семьями, где царствует искрен-
ность, честность! Как счастлив тот, кто “может положить душу свою за други свои” (Ин. 15,13). Благодарность — это ступень к святости, пото­му что только “чистые сердцем Бога узрят” (Мф. 5,8)…
Родители в своих детях должны заботливо вселять это чувство, ра­зумеется, ближе всего своим собственным примером: от Каина, Хама, Исава — образцов неблагодарности, выставленных Библией, — про­изошли потомки нечестивые. Благодарные сыновья и дочери — это самые дорогие члены не семьи, не рода и фамилии, но всего общества. Тот род не погибнет и фамилия не вымрет, где сохранилась чистота благодарных чувств к Богу и ближним.
Спросим каждый свою совесть: в достаточной ли степени мы бла­годарны перед Богом и людьми? Не коснулась ли проказа неблагодар­ности нашего сердца? — О, тогда поспешим просить исцеления, по­добно благодарному самарянину, у Господа. Ему честь и слава и благо­дарение всегда и ныне, и присно, и во веки веков! Аминь.

Валентин Амфитеатров