Слово в неделю Богоявления

Мф. з, 13-17
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан Иоанну крес­титься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надле­жит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверз­лись Ему небеса, и увидел [Иоанн]Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюблен­ный, в Котором Мое благоволение.


Некогда боговдохновенный царь-пророк Давид, воспоминая про­шедшее, пережитые прежние дни и годы, столько увидел чудес Божественного всемогущества и даров Божией милости, что под влиянием утешительного и благодарного чувства, воскликнул:
‘Боже, во святым путь Твой! Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты ecu Бог, творяй чудеса” (Пс. 76,14-15).
Во дни наступившего Нового года невольно представляется мысль о путях Господних, которыми идем мы сами и которыми управляется наша жизнь. Чудные совершаются перемены: одни восходят на верх славы и счастия, а другие все опускаются ниже и ниже, повергаясь в прах и ничтожество; для одних расширяется круг родных и друзей, а другие должны оплакивать безутешно потерю дорогих сердцу. В пер­вые дни нового года в особенности живо воспоминается пережитое прошедшее, теперь уже невозвратное, которого для нас уже нет. Нам живо представляются наши любимые люди, которые весело с нами вместе приветствовали начало истекшего года и которые теперь уже покоятся могильным сном. Изменчивость времен, непостоянство и
непрочность всего существующего на земле опечаливает душу… но та­кое чувство охватывает человека при поверхностном обзоре прошед­шего. Если же внимательно всмотримся в жизнь, то нельзя не заметить тех явлений, которые не поглощаются временем, которые переходят из рода в род и будут доставлять блага и радость отдаленнейшим на­шим потомкам.
1.
Вечны и бесконечны в человеке стремления ко всему доброму, ис­тинному и прекрасному. Не оскудевает в мире это стремление, но бес­престанно увеличивается. В каждом из нас ощутительно это стремле­ние, — в одном больше, в другом меньше. Это стремление безостано­вочно заставляет нас идти вперед. Время сравнивается с рекой, кото­рая увлекает своим течением все, что находится на ее поверхности. Неизгладимое же стремление человека ко всему тому, из чего слагает­ся истинное человеческое счастие, можно сравнить с морем вечности, где ожидают человека тишина и спокойствие. Земные труды, борьба за мысли, за чувства, преисполненные страданием, — все это есть вло­женная в человеческую душу потребность возвысить свое достоинство. Эта потребность неумирающая и неизменяющаяся. Она не поддается влиянию времени.
2.
Люди, мало думающие, при виде различных перемен теряются, как слепцы, брошенные своими провожатыми. Они не усматривают ни цели, ни намерений высших в этих переменах. Для них всякие переме­ны — простая случайность. На самом же деле в мире Божием случая нет. Над временем, с его быстрым течением, под шумными и тихими его явлениями бодрствует Божественная сила, которая управляет все­могущей своей десницей нашими судьбами и все временное и тленное направляет к нетленному и вечному.
3.
Сознав высоту своего человеческого достоинства и богоподобия, мы должны встретить Новый год ни с легкомыслием, ни праздными зрителями перемен, но ревностными делателями своего вертограда.
Благородным трудом, как светочем, должны мы осветить свою жизнь. “Мне подобает делати дела пославшаго Мя, — говорит Господь, — дон- деже день есть: приидет нощь, егда никто может делати”.
4.
Чтобы в нас всегда были светлы черты богоподобия, необходимо всеми силами стараться о просвещении своих духовных сил, чтобы не угасал в нас дух разума. “Да просветится свет ваш пред человеки, —
говорит Господь,—яко да видят ваши добрыя дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех” (Мф. 5,16). При стремлении просветить свою душу более всего нужно стараться избегать заблуждений нашего вре­мени, именно — страсти к земному и чувственному. Служение этим идеям уничтожает благороднейшие человеческие чувства и чаще все­го погашает в нас способность любить Бога и любить человека. Следу­ет просвещать свою душу не тем обманчивым светом, который не про­свещает, а ослепляет духовные наши очи, но светом Царства Божия. Царство же Божие затворяет свою дверь для всех чувственных страс­тей и для всех нечистых пожеланий плоти.
5.
Да сохранит же нас всех Господь Бог в наступившее Новолетие и не помянет Он, Всещедрый, наших беззаконий, содеянных в минув­шие лета и в пережитые годы жизни нашей. Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров