Слово в неделю тридцать вторую по Пятидесятнице


Лк. 19,1-10
Потом [Иисус] вошел в Иерихон и проходил через него.
И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, по­тому что Ему надлежало проходить мимо нее.
Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и ска­зал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения мо­его я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Валентин Амфитеатров
Ныне прочитанное Евангелие вполне можно назвать утешением для грешников, сознающих свои проступки, готовых виниться и каяться, и готовых всей душой искать спасения.
Отрада душевная идет не из уст тщеславных, но из уст нашего Спа­сителя. Раз Иисус Христос зашел в дом к грешному человеку. Увидев­шие и узнавшие об этом посещении, о привете и ласке, оказанных Христом слывшему у всех дурным человеком, возроптали на Него. Но такое непризванное осуждение поступка вызвало у Иисуса Христа сле­дующие слова: “ Я пришел взыскать и спасти погибшее!’ (Лк. 19,10).
Подобное же изречение уже было устами Спасителя произнесено в другом месте, при подобных обстоятельствах: “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные”, — сказал Господь (Мф. 9,12).
Все мы, здесь предстоящие, не можем назвать себя праведниками; все мы нуждаемся в целебной помощи Господа Иисуса. Послушаем же о тех, кому из душевно страждущих Спаситель простирает Свою все­могущую спасающую руку?!
1.
Тому, кто верует в Спасителя. Вера наша должна быть беспредель­ная и безусловная. Случается, что человек под влиянием склонности внешних вкусов и чувств отдает свое сердце другому. Отдавши, он го­тов быть его другом в радости и скорби, готов нести с ним и за него всякую тяготу, всякое иго, готов с ним жить и умереть. Такие явления в мире весьма редки, но не неслыханны. Бывали случаи, что люди целым обществом умели составить из себя такую гармоничную силу, которую не властны были разрознить ни звание, ни различие сословий, ни меч, ни нож, ни стрела, ни соблазн, ни угроза. В век апостольства, в первые незачумленные дни христианства последователи его шли прямой до­рогой сами, и других вели по ней же, — даже женщины, даже дети. И этот путь был путь чистых и святых отношений, которые крепли под влиянием любви и которые все и во всем были основаны на доверии друг к другу, доверии, проникающем всецело один другого, — и пото­му-то из них и составилось то общество, о котором в книге Деяний Апостольских говорится: “у них были сердце и душа одна” (Деян. 4,32). Но у них не было бы такого единодушия и такой сердечности, если бы не освещались они одинаковыми воззрениями на Бога Спасителя. Все они были ближе друг к другу, нежели братья и сестры по плоти, потому что они смотрели на будущее одними глазами. Все они видели в небе Бога Промыслителя, Бога Создателя, Бога Судью и Мздовоздавателя; на земле же — место для подвигов любви, подготовки для вечного бла­женства, где нет страстей и пристрастий, где нет смущений, соблазнов и скоропреходящих, остывающих привязанностей, а всегда есть и бу­дет одно блаженство дружбы непостыдной.
Кому не случалось любоваться, как спеет и зреет хлебоносная нива под покровом небесных лучей благотворного солнца? Много, не пере­честь, сколько на них колосьев, — все они врозь несут свое семя и свой плод, но все они в один рост, все они, как дружная семья растений, вместе цветут, вместе вызревают, вместе дают урожай.
Что солнце в небе, — то же, но еще больше и сильнее, благодать Божьей веры. Мы здесь, на земле, в своей совокупности составляем ра­зумную ниву Божию. Нас посеяли и поселили на земле руки Божьи, нам указано расти и радовать дух Творца Зиждителя и приносить плод по своим способностям и дарованиям. Нас согревают св. таинства веры, в особенности св. причащение; нас просвещает животворящий дух Божий. И уже от нас зависит, если мы на этой ниве вырастем в плевелы, в малорослую траву, годную лишь для того, чтобы ее топтал презри­тельно прохожий или же чтобы она оставалась на поле снятой нивы, как забытая, иссохшая, ни человеку, ни скоту безнужная былинка.
Благочестивые слушатели! Будем помнить о своем назначении. Бу­дем питать в своей душе любовь ко всему хорошему, честному. Будем возгревать дар, ниспосланный свыше сердцу нашему, — благоговение ко всему великому; непоколебимо уповать на Господа, в счастии и не­счастий, в радости и скорби, в юности, в зрелом возрасте и в старости, в жизни и смерти.
Любовь к святому не старится и не умирает. Это заповедует нам Бог. Этого жаждет наша бессмертная душа. В этом наше истинное сча­стье на земле; это залог вечного счастья и блаженства, уготованного бескорыстно и непостыдно верующим и любящим на небе. Аминь.

Валентин Амфитеатров