О принесении плодов в храм в праздник Преображения Господня

Праздник Преображения Господня, по чиноположению церковному, отличается особым молитвословием, положенным в конце литургии, для освящения новых плодов, приносимых православными христиана ми. В церковной молитве, читаемой при этом, упоминается собственно о гроздьях винограда, которыми преимущественно, изобиловали восточные страны — Греция и Палестина, откуда к нам, вместе с православным богослужением, перешли многие благочестивые обычаи, соблюденные там по преданию от древних. У нас, в России, по причине сурового климата, мало или совсем не родится виноград, но зато у нас к празднику Преображения поспевает много других плодов, начатки которых и приносят в Церковь для освящения. Обычай этот весьма древний и невольно возбуждает в душе христианина много назидательных мыслей. Сам Бог, заповедав людям в Ветхом Завете приносить Ему жертвы не только от чистых животных, жертвы кровавые, но и от плодов земных — жертвы бескровные, показал людям в этом священнотаинственном установлении ближайший способ, каким они могут вовне выражать свои религиозные чувства веры, упования и благодарной к Нему любви. Впоследствии, когда Господь вел избранный народ Свой в обетованную землю, необыкновенно плодородную, текущую медом и млеком, дана была Израилю самая точная заповедь к неизменному исполнению в вечные роды о принесении ежегодно в скинию начатков всех плодов, и особенно существенно важных для жизни — колосьев пшеницы и гроздей виноградных. Наблюдай, — сказано было народу израильскому Богом чрез Моисея, — и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда у берешь с поля работу твою… Начатки плодов зелий твоей приноси в дом Господа, Бога твоего (Исх. 23, 16, 19). Никакого нового хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши (Лев. 23, 14). Обычай посвящать Богу начатки плодов, как утвержденный божественною заповедию в вечные роды, естественно, должен был перейти вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета в состав священнодействий новозаветного богослужения. Из правил апостольских и соборных видно, что этот обычай издревле соблюдался в христианской церкви. Так 28-м правилом VI Вселенского Собора определено: «Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и благословляя оный особо, да преподают просящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божию, тела наши возращаются и питаются». Приношением и благословением начатков плодов, вместе с возбуждением в нас чувства благодарения Бога за Его дары, Святая Церковь научает нас как бы послушанию, обязуя нас воздерживаться от вкушения плодов до благословения, и тем, между прочим, предохраняет от болезней, кои могут произойти от употребления плодов незрелых и без благословения Божия. По уставу церковному нельзя употреблять плодов до праздника Преображения. «Если же кто из братии снест гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август, отселе да навыкнут и прочий повиноватися». Обычай приношения и благословения плодов, особенно существенно важных для нашей жизни, — пшеницы, гроздий винограда, — получает для христиан особенно высоконравственное значение оттого, что Сам Господь наш Иисус Христос, установляя для благодарственного воспоминания спасительных заслуг Своих бескровную жертву, употреблял при совершении этого таинства возношение плодов и пшеницы и лозы виноградной и всем Своим последователям заповедал по вере и жизни уподобляться плодоносным ветвям лозы виноградной (Ин. 15, 1-7), т.е. быть всегда в таком же непрестающем внутреннем единении со Христом, как живая ветвь находится в отношении к древу, от которого если отломится, засыхает. Так и наша жизнь без Христа будет бесплодна и мертва. В сравнении христианской жизни и деятельности с плодоношением древесным, столь часто употребляемым в Слове Божием, предлагается самое выразительное и наглядное побуждение к тому, чтобы приносить плоды покаяния и исправления нашей жизни. Христианин в доме Божием, т.е. принадлежа к обществу верующих, должен быть не дикою маслиною (Рим. 11, 17), но плодовитою, должен уподобляться древу, насажденному при источниках вод, еже плод свой даст во время свое (Пс. 1, 3). Неизбежная участь бесплодных деревьев — сожжение: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 9) так будет поступлено и с христианином, не являющим в жизни своей плодов добродетелей. Кто не устрашится такой участи? Да какая с нашей стороны черная неблагодарность не соответствовать отеческим о нас попечениям Спасителя нашего, Который, подобно вертоградарю, и насаждает и возращает в душе нашей все доброе, ограждает и блюдет ее от вражиих нападений, ждет от нее плодов, а мы, по злому произволению своему, остаемся упорными в беззакониях! Не оскорбительно ли это для Небесного Вертоградаря?

По изданию «Таинственный смысл символических священнодействий». — Москва, Синодальная Типография 1906.

Продолжение следует