Что знаменует артос?

К числу некоторых чинов и обрядов, соединенных с празднованием Пасхи в Православной Церкви, относится употребление артоса. Артос, по буквальному переводу с греческого языка, значит хлеб, а по церковному уставу — просфора всецелая. Символическое значение артоса достаточно ясно открывается из тех молитв, которые положено читать на благословение и раздробление артоса.
Как в Ветхом Завете, в воспоминание освобождения народа Божия от горькой работы фараоновой, закалялся, по повелению Господа, агнец, который вместе с тем прообразовал Агнца, вземлющаго грехи всего мира, возлюбленного Сына Божия; так в Новом Завете, в воспоминание славного воскресения Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого мы от вечной работы вражией избавились и от адовых нерешимых уз освобождение получили, приносится артос-хлеб, изображающий собою Хлеб живота вечного, сошедший с небес, Господа нашего Иисуса Христа, Который, напитав нас духовною пищею, тридневного ради и спасительного Воскресения соделался для нас истинным хлебом жизни. Призывая благословение Божие на освящаемый артос, священник в молитвенном обращении просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь и подать здравие всем вкушающим от сего артоса.
По действующему ныне уставу Православной греко-российской Церкви, церковное употребление артоса состоит в следующем. Сообразно со знаменованием Пасхи, которая соединяет в себе событие смерти и воскресения Господа, на артосе начертывается или крест, увенчанный тернием, как знамение победы Христовой над смертию, или образ Воскресения Христова. Приготовленный таким образом, он в первый же день Пасхи приносится в алтарь и здесь на жертвеннике полагается в особый сосуд, называемый «панагиар». В тот же день по заамвонной молитве происходит его освящение с чтением установленной молитвы и окроплением святою водою. В продолжение всей Светлой седмицы артос лежит или в алтаре, или в храме на аналое, нарочно к тому устроенном, вместе с образом Воскресения Христова. Во время крестного хода, который полагается каждый день Светлой седмицы после утрени, но в приходских церквах обыкновенно бывает после литургии, с хоругвями, образами Воскресения Господня, Богородицы, обносят и артос кругом храма. В монастырях каждый день Светлой седмицы, кроме того, приносится артос в торжественном шествии, с иконою Воскресения Христова, лампадами, при звоне во все колокола и при пении «Христос воскресе», в братскую трапезу и полагается здесь на особо приготовленном аналое. После трапезы бывает так называемое возношение артоса. При возношении артоса келарь говорит «Христос воскресе» однажды; присутствующие отвечают ему: «Воистину воскресе!» Потом, назнаменав крестообразно артосом, он говорит: «Покланяемся Его тридневному Воскресению», — и полагает артос на панагиар. Затем все подходят к аналою, на котором был положен артос, и целуют последний. После этого артос с тою же торжественностью, с какою был принесен в трапезу, относится обратно в церковь. В последний день Светлой седмицы, в субботу, артос торжественно раздробляется после литургии. В монастырях это раздробление совершается обыкновенно следующим порядком: после литургии артос приносят в трапезу, здесь поют трижды: «Христос воскресе!», читают молитву Господню, и затем священник произносит особо положенную молитву, и раздробленный артос вкушается братией прежде трапезы. «Но, — сказано в дополнительном требнике, — иерей может раздробить артос и на литургии по заамвонной молитве и раздавать верующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого-либо суеверия». Что касается исторического происхождения обряда с артосом в Православной Церкви, то об этом необходимо сказать в связи с историей так называемого «чина о панагии». Панагия с греческого языка значит «всесвятая» или «пресвятая», каковое наименование обыкновенно прилагается к имени Богородицы. Под «чином о панагии» разумеется чин возвышения особого хлеба в монастырской трапезе, после стола, в честь Богородицы. О происхождении этого чина так говорит наша следованная псалтирь. Господь Иисус Христос пред Своими страданиями имел с учениками трапезу на Тайной Вечери, когда установил таинство Евхаристии, и по воскресении не раз являлся благословлять их трапезу и даже вкушал с ними пищу. В воспоминание этого апостолы имели обычай оставлять за трапезою праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. После трапезы они с молитвою и благодарением возвышали этот хлеб, говоря: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! Велико имя Святой Троицы! Христос воскресе!» После же дня Вознесения Господня они произносили: «Велико имя Святой Троицы! Господи Иисусе Христе, помогай нам!» Так совершали этот обычай апостолы, пока Матерь Божия пребывала на земле. В третий же день после успения Богоматери, когда они, быв чудесно собраны все в одно место для погребения Ея, стали после трапезы совершать обычное возношение хлеба в честь Господа и только что сказали: «Велико имя…» — вдруг явилась на облаке Матерь Божия с ангелами и сказала: «Радуйтесь, Я с вами во все дни». Ученики удивились такому чуду и вместо: «Господи Иисусе Христе…», воззвали: «Пресвятая Богородица, помоги нам!» Потом пошли ко гробу, и, не найдя в нем пречистого тела Ее, убедились в Ее взятии с телом на небо. В воспоминание этого в монастырях обыкновенно и совершается при трапезе «чин о панагии»; в Пасхальную седмицу этот чин получает свои изменения и является чином возвышения артоса.

По изданию «Таинственный смысл символических священнодействий». — Москва, Синодальная Типография 1906.

Продолжение следует