Воскресение Христово. У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

У микрофона протоиерей Олег Стеняев.

— Братья и сестры!

Сегодня мы заканчиваем наши беседы по Евангелию от Матфея.

Тема сегодняшней беседы — Воскресение Христово.

Мы сегодня рассмотрим весь текст 28 главы, с 1 по 20 стих. Это завершающие главы Евангелия от Матфея, которые мы с Божьей помощью и вашими молитвами изучали в течение нескольких лет. Я благодарю вас, братья, сестры, отцы, за каждый телефонный звонок на нашу студию, когда вы задавали уточняющие вопросы. Благодаря вашим звонкам мне было легче понять, в какой тональности проводить беседы, какой материал вызвал отклик в ваших душах и сердцах.

Хочу подчеркнуть, что мы изучаем Евангелие от Матфея вместе со святыми отцами и учителями церкви. Мы приводим их цитаты. Даже в тех случаях, когда я не давал прямых ссылок, я всегда имел в виду понимание святых отцов. Не могу вместе с апостолом Павлом сказать: «Я питал вас молоком, а не твердой пищей» (1 Коринф. 3, 2). Была и твердая пища. К некоторым темам и вопросам мы возвращались по нескольку раз. Это необходимый способ более глубоко освоить и осознать истинное христианство. Впрочем, судить не мне, а радио-прихожанам или читателям будущей книги.

Итак, мы читаем: «По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» (Мф. 28, 1). Здесь апостол и евангелист Матфей, исправляет свою «ошибку», допущенную в 62 стихе 27 главы, где день субботний как бы потерял свое имя. И был назван так: «Другой день, который следует за пятницей» (Мф. 27, 62).

Но в истолковании святых отцов это было связано с тем, что люди, которые должны были быть образцом исполнения Закона Божия, в том числе и Закона о субботнем покое – т.е. иудейские архиереи и старцы — этот Святой День провели не в Иерусалимском храме. Они, вместе с Понтием Пилатом обсуждали вопрос охраны мертвого тела Иисуса. Занимались подкупом стражи и, таким образом, нарушили святость этого дня.

В отличие от них Господь Иисус Христос Телом Своим пребывал в абсолютном покое, что и означает это слово «суббота», по -еврейски шабат, то есть покой. Мы уже видели, как Христос исполнял заповеди Божьи, находясь на Кресте. Он даже исполнил заповедь о почитании родителей. Сказано в Евангелии от Иоанна: Иисус, увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери своей: «Жено, се Сын Твой!» Потом говорит ученику: «Се Матерь Твоя!». И с этого времени ученик сей, взял Ее к себе. (Ин. 19, 26-27). С другой стороны, братья и сестры, в лице апостола Иоанна Богослова Он, Господь наш, всех нас усыновил от Матери Божьей, которая Сама о Себе сказала в Духе Святом: «Ибо отныне ублажат Меня все роды» (Лк. 1, 48).

Но вернемся к Новозаветному благовествованию о Воскресении Христовом.

«На рассвете первого дня недели пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Здесь говорится только о женщинах, которые вопреки здравому смыслу и обычной человеческой логике, идут посмотреть гроб, к которому привален огромный камень. Едва ли они сами могли сдвинуть его с места. К тому же, камень, запечатанный решением высшего суда ветхозаветной церкви — Синедриона и охраняемый. Более рассудочные мужчины остались в Сионской горнице, заперев окна и двери.

Сказано: «В тот же первый день недели, вечером, двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев» (Ин. 20, 19). Такое состояние апостолов можно выразить словами пророка Исайи: «Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло» (Ис. 13, 7). И вот именно женщины и сподобились стать одними из первых свидетелей Христова Воскресения за свою преданность и любовь к Господу Иисусу. Ибо тайна Воскресения, впрочем, как и любая другая религиозная тайна или таинство, не постигается рассудочным образом, но открывается верующим сердцам.

Сказано: «Послушайте Меня! Знающий правду народ, у которого в сердце закон Мой. Не бойтесь поношения от людей и злословия их не страшитесь» (Ис. 51, 7).

Жены- мироносицы являют нам бесстрашие, которое происходило оттого, что любовь к Богу обитала в их сердцах, и они не побоялись поношения от людей и злословия их. Из четырех Евангелий мы видим как женщины, как пишет блаженный Иероним, то прибегали, то уходили в нетерпении, не желая надолго оставить Гроб Господа. Поэтому в разных Евангелиях и говорится о разном времени их посещения Гроба Господня.

Сказано в «Песни Песней»: «Встану же Я. Пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа Моя. Искала Я Его и не нашла Его. Встретили меня стражи, обходящие город: Не видали- ли вы Того, которого любит душа Моя? Но едва Я отошла от них, как нашла Того, которого любит душа Моя, ухватилася за ноги и не отпустила Его» (Песн. 3, 2-4).

В те времена иудеи делали гробы в пещерах, которых множество на Святой Земле. Тело заворачивалось в саван и клалось в пещеру, вход в которую закладывали одним большим камнем или замуровывали кирпичами. По прошествии нескольких лет, иудеи заходили в пещеру и собирали оставшиеся кости, натирали их маслом и вином. Клали в специальный гроб и оставляли в том же месте, закрыв заново доступ в пещеру уже навсегда.

В случае со Христом его друзья и ученики могли рассчитывать увидеть гроб только через год или два. Но вера в Иисуса Христа влекла женщин к этому месту. И только ради них, по свидетельству Златоуста, Ангел Господень и отвалил огромный камень от Гроба Господня. Ведь Христос Сам сказал о Своем Воскресении следующие слова: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи. Так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 13, 40). Опережая истолкование, скажу, что была одна сверхъестественная ночь и один чудесный и сверхъестественный день.

Первая ночь наступила сверхъестественным образом посреди дня.

Сказано: « И померкло солнце, и завеса в Храме разодралась посредине» (Лк. 23, 45). Следующей ночью, с пятницы на субботу, начался сверхъестественный день, когда Господь наш Иисус Христос, воскрес из мертвых, прошел через плащаницу, не повредив и не развернув ее. Прошел через камень, приваленный ко Гробу, не повредив печатей Синедриона.

Нечто подобное было и в Сионской горнице. В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус и стал посреди. И говорит им: «Мир вам!» (Ин. 20, 19). То есть прошел дверями затворенными. Обычные два дня, это сама Страстная пятница, ибо Он умер до наступления вечера субботы. Таким образом, мы и имеем три дня и три ночи.

И далее мы читаем: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем» (Мф. 28, 2).

Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный стих: «По воскресении приходит Ангел. Для чего же приходит он и отваливает камень?! Для Жен, которые увидели Его тогда в гробе. Они видят, что в гробе нет тела и потому должны были поверить Воскресению Его». Три задачи стояли перед Женами -мироносицами.
Первая — поверить в чудо воскресения.

Вторая — возвестить об этом всему миру.

Третья- установить праздников праздник, христианскую Пасху.

Женщины прекрасно справились. Мужчины не веровали, что называется, до последнего. Таким последним оказался апостол Фома, который не был на первой встрече с апостолами, когда, войдя дверями затворенными, Христос сказал: «Мир вам!». И, услышав о встрече от остальных апостолов, не поверил (Ин. 20, 25).

И здесь мы должны коснуться важного вопроса. Какой смысл заложен в приветствии воскресшего Христа «Мир вам!»? Отвечая на этот вопрос, мы поймем подлинный смысл христианской Пасхи. Когда род человеческий в лице наших прародителей поверил змею древнему более, чем Господу Богу, этот род человеческий оказался с Богом во враждебных отношениях. И видимым символом этих враждебных отношений был Херувим и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к Древу Жизни. (Быт. 3, 24). Никто не смог из людей встать в образовавшийся пролом между Богом и человечеством

(Иезек. 22, 30).

И только Богочеловек Иисус Христос смог разрешить проблему наших грехов, пороков и преступлений ( Откр. 5, 3 -5).

Сказано: «И вас, которые были мертвы во грехах плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив вам все грехи, истребив бывшее о нас рукописание, которое было против нас. И Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту, отняв силы у начальств и властей, то есть бесовских мытников, властно подверг их к позору, восторжествовав над ними Собою» ( Колос. 2, 13- 15).

Все это произошло на кресте. И вот, когда столь великая жертва была принесена Божеству Отца, и Божеству Сына, и Божеству Святаго Духа, происходит пауза ожидания. Примет ли Бог эту жертву? И когда Бог Отец воскресил Своего Сына, и Сын Божий в Духе Святом поднялся из гроба силою ипостастного божества — это и означало, что с Богом был восстановлен мир. И жертва, принесенная на кресте, совершена.

Сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (Петр. 1, 3).

И еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господа и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10, 9).

Итак, мы устанавливаем, что спасительная сила Воскресения Христова заключается в том, что мы веруем в то, что Бог, воскресив Своего Сына, этим самым засвидетельствовал, что принял Его искупительную жертву. И это значит, что мир с Богом восстановлен и наши грехи прощены силою крови Агнца Божия.

И далее мы читаем: «Вид Его был, как молния, и одежда Его бела, как снег; устрашившись Его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые». (Мф. 28, 3-4).

Этот стих и есть евангельское свидетельство, что третий день просиял, как молния в чуде воскресшего Господа.

Блаженный Иероним говорит о Христе, что Он, Сын Божий — скрывающееся Солнце. И далее мы читаем: «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь- Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». (Мф. 28, 5-7).

Ангельская весть здесь содержит три призыва. Не бойтесь, Он воскрес и скажите ученикам Его, что Он воскрес. Жены мироносицы с пасхальной радостью поспешили исполнять это поручение и сообщили апостолам, что Он воскрес из мертвых, и предваряет вас в Галилее, там Его увидите. Но, по древнему преданию, когда женщины -мироносицы вошли в Сионскую горницу и огласили ее радостным приветствием: «Христос Воскресе!» — в ответ им было сомневающееся молчание апостолов.

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Стража, потрясенная страхом, лежала без движения, подобно мертвым. И, однако, Ангел обращается с утешением не к страже, а к женщинам: Не бойтесь.

Они, говорит, боятся, потому, что в тех, которые остаются в неверии, продолжается страх. А вы, ищущие Иисуса Распятого, узнайте, что Он воскрес и исполнил обещание.

Страх смерти преследует человека на протяжении всей его жизни, ибо умирают молодые и старые, богатые и бедные, верующие и не верующие. Но христианин воспринимает смерть как последнюю епитимью от Бога, ибо в будущем искуплен кровью Христа. Мы могли бы и не умирать. Но так как Бог усмотрел для нас нечто лучшее, то в смерти мы и освобождаемся от мира тления, истлевая от власти смерти. Умирая, дабы вернувшись в состояние предшествования, став прахом, подобно первому человеку и были бы воссозданы из праха.

Первый человек из земли перстной, второй человек Господь с неба!

«Каков перстный таковы и перстные, и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного,- пишет апостол Павел, -так будем носить и образ небесный (1 Кор. 15, 47 — 49).

То есть, воссозданы мы, верующие в Сына Божия, будем не по образу Адама перстного, но по образу Христа небесного.

Сказано: «Возлюбленные, — это слова Иоанна Богослова, — мы теперь дети Божии, но еще не открылося, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, то есть Христу, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3, 2). И здесь важно обратить внимание на то, что Христос называется «первенец из умерших». (Кор. 15, 20 ).

Не в том смысле, что до Него никто не воскрес из мертвых. Таких случаев было достаточно много. Достаточно вспомнить четырехдневного Лазаря и сына Наинской вдовы. Но в том смысле, что характер воскресения Христова был не совсем такой, как у Лазаря или ему подобных, которые воскреснув из мертвых, жили той же жизнью и умирали как все.

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о теле воскресшего Господа: «После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все немощи, разумею тленность, голод и жажду, сон и утомление. Из частей же природы человеческой он не устранил от себя ни одной — ни тела, ни души. Но имеет как тело, так и душу разумную и мыслящую, желающую и деятельную».

Пророк Исайя пишет: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит как олень, и язык немого будет петь. Ибо пробьют воды в пустыне и в степи потоки, и превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля в источники вод.

В жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога и путь по ней назовется путем святым. Нечистый не будет ходить по нему, но он будет для них одних. Идущие этим путем, даже неопытные, не заблудятся» (Ис. 35, 5 – 8).

Сказано: «Во Христе все оживут, каждый в своем порядке. Первенец Христос, потом Христово пришествие Его» (1 Кор. 15, 22 — 23).

И Господь Иисус Христос, в течении 40 дней являясь ученикам, именно им показывал новый формат воскрешенного человеческого бытия, соединенного неразлучно, неизменно, нераздельно но и не слиянно в Боге и с Богом. Это и означает, знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.

И далее мы читаем: «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28, 8 – 9).

Блаженный Иероним пишет: «Души женщин охватывало двоякое чувство: страх и радость. Первое вследствие величия чуда, второе вследствие желания видеть Воскресшего. Под влиянием того и другого поспешность их увеличивается. Они стремятся к Апостолам, чтобы через веру их началось сияние веры в мире».

Примечательным здесь является то, что, стремясь всей душою к другим верующим, к апостолам, они, Жены — мироносицы, встречаются с Воскресшим Христом. То — есть, истинная встреча с Господом возможна при условии, что мы любим ближних и стремимся иметь общение с ними.

Сказано: «Дети Божьи и дети дьявола узнаются так. Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга»( 1 Ин. 3, 10-11).

Объясняя, почему Воскресший Христос приветствует верующих женщин словом «радуйтесь», блаженный Иероним Стридонский пишет: «Те, которые так желали, которые так спешили, теперь заслужили встретить воскресшего Господа и прежде других услышать — радуйтесь! Так что проклятие Евы над женщинами устраняется. Воскресением Христовым даруется оправдание и Адаму и Еве и всем, находящимся в преисподней».

Сказано: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных. Быв умерщвлен по плоти, но, ожив духом, которым Он, то есть духом, и находящимся в темнице духом, сойдя, то есть сойдя во ад, проповедовал некогда непокорным» ( 1 Петр. 3, 18 – 20).

Между смертью и воскресением Сын Божий уже совершал миссию спасения для разбойников в раю для грешников в аду, и церковь в Пасхальном песнопении славословит Его: « Во гробе плотский, во аде же душею яко Бог, в раи же с разбойником и на престоле со Отцем и Духом вся исполняя неописанный». То -есть тело во гробе пребывало душою, Он сошел во ад и находящимся в темнице, Духом сойдя, проповедовал, Как Бог он вводил благоразумного разбойника в Рай сладости и на престоле был еси Христе со Отцем и Духом вся исполняя неописанный. Церковь славословит и подвиг Его в аду. «Ад умертвил еси блистанием божества». Такие слова мы находим в воскресном тропаре. Но в Его Воскресении истинное Божество и истинное человечество предстают в своем единении. И Он именно как Богочеловек предстал перед своими учениками.

Апостол Павел писал о воскресшем Христе: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4, 25).

Таким образом, в Его искуплении — прощение грехов, но оправдываемся мы в глазах Бога Отца Его, Христа, Воскресением.

И далее мы читаем: «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» ( Мф. 28, 10)

Женщины понимают, что их миссия — опосредование. Они должны донести весть о воскресении Христовом до мужчин — апостолов, и они второй раз в это утро слышат слова. Сначала от Ангелов, а затем от самого Сына Божия: «Не бойтесь!». Страх сковывает многих людей. И, прежде всего, страх нерешительности попытаться начать перемены в своей жизни. И тогда Бог, чтобы мы не впали в духовную летаргию, посылает нам те или иные встряски.

Древние говорили, что последняя встряска, необходимая для нас, это смерть и могила. Но чудо Божественного посещения — не меньшая встряска. И в Женах — мироносицах мы видим соединенными вместе и трепет и радость. Испуг за себя и торжество о Воскресшем Господе.

И далее мы читаем: «Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам обо всем бывшем.

И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28, 11 -15 ).

Святитель Иоанн Златоуст предлагает нам следующее истолкование. Для воинов произошло землетрясение, чтобы их устрашить и чтобы они могли быть свидетелями. Это и случилось. Рассказ стражей об этом происшествии был подозрителен, потому что одни из знамений были видны во всей Вселенной, другие были показаны находящимся при гробе. Знамением для всей Вселенной была тьма. А частным знамением было явление Ангела и землетрясение. Итак, когда они пришли и возвестили о воскресении, слово в устах врагов светится. Денег дали воинам, чтобы сказали, что ученики Его, придя ночью, украли Его.

Как украли?! О, безумные! — восклицает Иоанн Златоуст. — Так истина ясна и очевидна, что они не умеют и солгать. Их слова совершенно невероятны и ложь не имела никакого правдоподобия.

Скажи, каким образом ученики украли Его? Эти бедные, простые люди, которые не смели даже показаться». И действительно, как скованные человеческим страхом могли совершить подобное? И что это за стража, которая не могла разогнать маленькую толпу рыбаков и пастухов?

И далее мы читаем: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились» (Мф. 28, 16-17).

Блаженный Иероним пишет: «После воскресения Иисус является в Галилее на горе, и там Ему поклоняются, хотя некоторые усомнились, но сомнения их умножают нашу веру. Тогда более ясно показывается Фоме и Бог, пронзенный копьем, и руки, пригвожденные ко кресту». Почему Иероним говорит, что сомнения их умножают нашу веру? Этим он указывает на точность Ангельского повествования: ничего не скрыто и не договорено. Как было, так и написано.

И далее мы читаем: «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 18 – 20).

Слова «и се Я с вами во все дни до скончания века» имеют огромное экклезиологическое, церковное значение. Если Христос с Церковью во все дни до скончания века, это и означает, что врата ада не одолеют ее. Как сказано в Евангелии от Матфея 16 глава, 18 стих. И она, Церковь, пребудет до скончания века. Следовательно, слова «во все дни» указывают на евхаристический характер церковной жизни.

Эти слова перекликаются со следующими стихами: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». (1 Кор. 11 — 26).

И еще: «И каждый день, единодушно преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2, 46). Слова «доколе Он придет» указывает на то, что Божественная литургия будет совершаться и до Второго пришествия каждый день. Таким образом, Христос евхаристически будет пребывать в своей Святой Церкви и в Святых Дарах. А проповедь Святого Евангелия пребудет до конца, и в чем- то предопределит его конец, в своем последнем призыве.

Как сказано: «И проповедано будет сие Евангелие по всей вселенной, во свидетельство всем народам. И тогда придет конец» (Мф. 24, 14).

Все это свидетельствует о непрерывном существовании Церкви. И как евхаристической общины, и так же, как сообщества священнослужителей, проповедующих Евангелие. И все это во все дни до скончания века.

Словами «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» Господь наставляет нас обучать крещенных детей вере, а некрещенных взрослых оглашать перед крещением.

Сказано: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог» ( Деян. 2, 39).

Здесь имеется в виду обетование о Святом Духе, «Который наставит вас на всякую истину», как сказано в Евангелии от Иоанна 16, 13.

О необходимости наставлять в вере детей и молодежь сказано: «Но, Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк. 18, 16).

И еще: «Наставь юношу при начале пути его, и он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22, 6).

Особенно человек обязан наставлять в вере своих детей, своих домашних.

Сказано об исполнении одной запрещающей заповеди и Божьим Законом: « Не делай ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя» (Исх. 20, 10) .

То есть верующий человек несет ответственность не только за себя, но и за всех своих домочадцев. Если же кто о своих, особенно о домашних, не печется- тот отрекся от веры, хуже неверного.

(1 Тим. 5, 8). В 12 главе Книги Бытия сказано: И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от дома отца твоего, иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословении. Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну. И благословятся в тебе все племена земные» ( Быт. 12, 1 – 3).

Богословы с древних времен пытаются понять, почему Бог избрал Авраама? Почему Господь дает предпочтение одним людям и не дает предпочтения другим?

Например, в Новом Завете сказано, что от чрева матери, когда дети еще не родились, Господь Исаака возненавидел, а Иакова возлюбил:

«Ибо когда они еще не родились, и не сделали ничего доброго, ни худого, Иакова Я возлюбил, а Исаака возненавидел» (Рим. 9, 11-13). Если мы перелистаем несколько страничек назад, то увидим, что говорится о призвании Ноя. И здесь все ясно и понятно. «Ной же обрел благодать пред Очами Господа Бога» (Быт. 6, 8).

А далее поясняется почему. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем. Ной ходил пред Богом» (Быт. 6, 9).

Казалось бы, с Ноем все понятно. Это человек праведный и непорочный в роде своем. Но вот Авраам, это человек, который появляется на библейских страницах уже в 75-летнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату. И какие то особые благословения даются ему. С чем это может быть связано? Ответ на этот вопрос содержится на страницах той же Книги Бытия, 18 глава, 19 стих: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли».

Внимание! «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедовал сынам своим, и дому своему, после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт. 18, 18-19). Бог знал, что Авраам правильно воспитает своего сына Исаака и внука Иакова. Когда Авраам умер, Иакову было 15 лет. И только за это Господь избирает этого удивительного человека, о котором апостол Павел писал: «Познайте же, что верующие, то есть все верующие, суть сыны Авраама»

(Гал. 3, 7).

Словами «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» Господь повелевает нам пребывать в учении и наставлять других. На протяжении всей своей жизни, ибо нельзя учить, не учась самому.

Сказано: «Вникай в себя и в учение. Занимайся так постоянно, ибо так поступая, себя спасешь и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16).

И еще: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит на собрании развратителей. Но в законе Господа воля его, И о законе Его размышляет он день и ночь» (1 Пс., 1 7)

Особенно серьезная обязанность в деле семейном лежит на родителях.

Сказано: «Итак, положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу. И учите им сыновей своих. Говори о них, когда ты сидишь в доме, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь. И напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 11, 18 – 20). Ибо Божественное наследие в одинаковой степени принадлежит всему народу Божию. Сказано: «Закон дал нам Моисей. Наследие обществу Иакова» (Втор. 33, 4). Мы, христиане, имеем новое наследие через веру Авраама (Рим. 9, 7). Должны и обязаны передавать эти знания всем поколениям всего рода человеческого. Для того, что бы нам, достигнуть рая, мы обязаны исполнять волю Бога.

Сказано: «Призван Господь в то время научить вас наставлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которой вы ходите, чтобы овладеть ею» ( Втор. 4, 14).

И хотя никто из человека не может исполнить весь закон ( Мф. 19, 25-26), в этом и есть наше проявление любви ко Спасшему нас, ибо сказано: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня. А кто любит Меня тот, возлюблен будет Отцом Моим! И Я возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14, 21).

Именно о детях наших, научая их евангельскому пониманию Закона Божия, сказано: «Расстилаются они как долины, как сады при реке. Как хвойные деревья, насажденные Господом, как кедры при водах». (Чис. 24, 6-7).

Сказано: «Вот я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по всем путям Его, исполнять заповеди Его, и постановления Его, и законы Его, то будешь жить и размножишься. И благословит тебя Господь Бог твой в земле, в которой ты идешь, чтобы овладеть ею. Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным Богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле» (Втор. 30, 15 — 18). Жизнь — это рай сладости, а смерть — это жизнь в аду.

Однажды, — рассказывал инок Афанасий, — мне пришла мысль узнать, что ожидает в будущей жизни трудящихся здесь ради своего спасения? С этой мыслью я почувствовал себя как бы в восторге. И некто пришел ко мне и сказал: Ступай за мной, привел меня в какое то чудное, исполненное светом место и поставил при столь чудных дверях, что красоту их передать невозможно. И слышал я, что множество людей за дверями непрестанно славят Бога. Подлинная, братья, чудная, неизглаголанная жизнь в Царствии Небесном.

Праведники воссияют, как солнце в царствии Отца их. Так и получилось, что для них мир и радость во Святом Духе. Там служат они Господу и зрят лицо Его. И ночи нет там. И не имеют там нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь освещает их. Там, наконец, такие блага, такие радости о которых мы и помыслить не можем. Когда мы стали стучать в двери с целью войти в них, изнутри некто спросил нас: Чего вы хотите? Путеводитель отвечал: Мы хотим пройти через двери.

Голос же внутри сказал: никто, пребывающий в лености, не входит сюда, но если хотите войти, ступайте назад и подвизайтесь, нисколько не помышляя о благах суетного мира. Удивительный пример из древнего Пролога.

Еще один пример из Пролога: Некий воин погиб во время бури на море, и тело его лежало на берегу бездыханным. Но вскоре всемогущим Божьим повелением душа его возвратилася в тело, и он ожил. Воин рассказал, что было с ним по разлучении души его с телом: «Увидел я мост, и под ним была тьма. Там текла река, и от нее исходил нестерпимый смрад, и все покрывала какая- то мгла. А перед мостом расстилались прекрасные сады, покрытые благовонными травами, и украшены драгоценными цветами. И великое множество мужей в белоснежных одеждах были там и наслаждались неизреченным благоуханием. Были там различные обители, исполненные великого света. И строился там чудный дом с великолепными украшениями. Но для кого — этого я узнать не мог.

По берегу реки были еще многие обители, и от них исходило зловоние, и мгла к ним приближалась. А другие были свободны от всего нечистого. На этом мосту для людей было испытание.

Грешники, хотевшие перейти по нему, сталкивались в темную зловонную реку, а праведники безпечально и свободно переходили мост. И так лгут нераскаянные грешники, что ни блаженства, ни Рая нет, и мучений грешников не будет. Нет. Будет и то и другое, и это для них ужасно. Зловонная река, непроглядная мгла застигнет их. А удаление от Бога, бесплодное раскаяние, вечный огонь и скрежет зубов — все это будет с ними. И возопиют они к горам и холмам: покройте нас, но будет уже поздно».

В точности как мы прочитали: Вот Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.

Оканчивая истолкование нами Матфея, любезно сопровождавший нас на протяжении всего исследования, святитель Иоанн Златоуст призывает нас подражать апостолам в бедности, что и составляло силу их благовествования.

Так и мы поревнуем этому, чтобы нам не постыдиться, но с дерзновением предстоять на суд Христов. И иметь Его с собою, как Он был с учениками своими. Будет и с нами Он, как был и с учениками, если мы хотим следовать им. И подражать правилам и образу их, апостолов, жизни. За это то Бог венчает и прославляет, а не требует того, что бы ты исцелил хромого или воскресил мертвого. Не такие чудеса делают подобным Петру, а презрение богатства. В этом и состоит совершенство апостола. Но нельзя по твоему мнению презреть богатство? Очень возможно. Впрочем, если не хочешь сам, я не принуждаю и не настаиваю. Но умоляю только уделять хотя некоторую часть неимущим и не искать ничего, кроме необходимого.

Слово «Аминь» означает «воистину да будет так». Это слово, употребляемое при заключении молитвы в выражении утверждения, одобрения или пожелания из Ветхого Завета, является в настоящее время, может быть самым распространенным словом на планете, будучи равным и близким как иудеям, так и христианам и мусульманам. Оно встречается 30 раз в Ветхом Завете. А в Новом завете 52 раза. Является слово «Аминь» и одним из имен Господа Иисуса Христа. Сказано: «И Ангелу садукейской церкви напиши: так говори «Аминь». Свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр. 3, 14). Поэтому это слово надо всегда произносить с благоговением и духовным вниманием.

Братья и сестры, в течение нескольких лет мы собирались здесь, в студии радио «Радонеж», а вы — у своих компьютеров и приемников, и собирались во Имя Его и, конечно же, ощущали присутствие Его.

За нашими плечами- 96 часов эфирного времени по евангелию от Матфея. Первые 59 бесед уже изданы и переизданы тремя тиражами. Другие 30 бесед готовятся к изданию в виде книги «Беседы по Евангелию от Матфея» Том 2. Спаси вас Христос и аминь.

http://radonezh.ru/text/voskresenie-khristovo-u-mikrofona-protoierey-oleg-stenyaev-54533.html

%d такие блоггеры, как: