Казанская-Высочиновская икона Божьей Матери

Казанская-Высочиновская икона Божьей Матери

Казанская чудотворная икона Божией Матери, именуемая Высочиновская, находилась в Михаило-Архангельской церкви мужского монастыря близ города Змиева Харьковской губернии.

Святая икона явилась в ХVIII веке лесному сторожу в сосновом бору на берегу речки Мжи. Сторож увидел стоявшую на болотной кочке икону, от которой исходили светлые лучи. Когда он взял святую икону, чтобы поставить у себя в сторожке, из-под кочки заструился источник чистой воды.

Однажды, когда в сторожке находились отец сторожа (дряхлый, слепой старик, передвигавшийся на костылях) и его десятилетний внук, мальчик увидел, что от иконы исходит яркий свет. Мальчик испугался и сказал деду, лежавшему на печке, что в углу что-то горит. Старик с трудом слез с печки и подошел к углу, где стояла святая икона. Вдруг глаза его прозрели и он увидел святую Казанскую икону Богородицы и почувствовал себя совершенно здоровым. Со слезами благодарил он Матерь Божию за дивное чудо.

Источник на месте обретения святой иконы Высочиновской
Источник на месте обретения святой иконы Высочиновской

На следующее утро все семейство сторожа направилось в храм ближайшего села благодарить Бога за совершившееся исцеление старика и рассказать обо всем местному священнику. Святая икона была поставлена в церкви, а семейство вернулось домой. К общему удивлению святая икона на следующее утро оказалась на своем месте в сторожке. Трижды святая икона приносилась в церковь и трижды возвращалась обратно на свое место. Тогда решили оставить икону там, где пожелала Пресвятая Богородица. Много людей приходило сюда, прося у Матери Божией помощи.

После Полтавской битвы император Петр I наградил отличившегося в бою сотника Василия Высочинова земельным наделом. Василий оказался хозяином того места, где в сторожке стояла чудотворная икона. Узнав о явлении святой иконы, Высочинов попросил перенести приходскую церковь села Артюховки на место явления святого образа.

В 1795 году выстроена каменная церковь, а в 1886 году в Высочиновке основан мужской монастырь, в котором и находилась чудотворная икона.

«Высочиновский Казанский мужской монастырь.Основан в 1886 г в селе Высочиновка Змиевского уезда в имении помещика Андрея Федоровича Ковалевского. Святыня монастыря — чудесно обретенная Казанская икона Божией Матери. Немного истории. В начале XVII в. на месте села стоял сосновый бор. Для его охраны из Чугуева были посланы сторожа. Одна из сторожевых изб стояла на берегу болотистой реки Мжи. Здесь жили сторож с женой и деть­ми и его больной отец, который едва мог передвигаться. В один день охранник увидел на болотистой кочке икону Казанской Божией Матери, от которой ис­ходили светлые лучи. С благоговейной молитвой он пал перед ней на колени и взял в руки. На том месте, где находилась икона, появился родник. Икона небольшая: шесть вершков в высоту и пять в ширину, древнего греческого письма на липовой доске, с выемкой посередине и возвышенными, наподобие рамки, краями. Вскоре от иконы, излучавшей необыкновенный свет, получил исцеление отец сторожа. Дважды ее переносили в церковь соседнего села Артюховка, и дважды икона возвращалась обратно. С крестным ходом ее перенесли в Змиев, но икона вернулась назад.

В 1709 г. во время Полтавской битвы сотник Василий Высочин отбил шведскую пушку и доставил ее Петру I, за что был пожалован чином воеводы и награжден участком лесной и пахотной земли, тем самым, где жил сторож со своей семьей. Воевода построил село, которое назвали Высочиновка, ивскоре сюда перенесли церковь во имя Архангела Михаила из села Артюховка 22 де­кабря 1795 г. был освящен новопостроенный каменный храм. В 1800 г. в Высочиновскую церковь перенесли утварь и древний чудотворный образ Святителя Николая из закрытого Змиевского Спасо-Николаевского казачьего монастыря.

Помещик Ковалевский в 1879 г. купил у своего соседа полковника Ильина 200 десятин земли и, будучи почитателем Святогорского монастыря и его настоятеля архимандрита Германа, сделал заисвещание в пользу этого монастыря, чтобы после его смерти монастырь поддерживал Высочиновскую церковь, ре­монтировал ее и содержал причт. Узнав об этом желании помещика, епископ Амвросий предложил ему при жизни пожертвовать некоторую часть земли для открытия нового монастыря. По ходатайству епископа Амвросия 18 октября 1886 г. Св. Синод благословил открыть в селе Высочиновка. Казанский мужской общежительный монастырь со школой при нем.

Настоятель Святогорского монастыря архимандрит Герман, дал настоятеля нового монастыря своего казначея — иеромонаха Дорофея и отпустил с ним трех иеромовахов, трех иеродиаконов и5 послушников. 30 ноября 1887 г. братия приняла в свое ведение Высочмновскую церковь, освятила новую теплую домовую церковь в доме основателя монастыря в честь Казанской иконы Божией Матери и завела чин ежедневного иноческого богослужения по уставу Святогорского монастыря.

С 1886 г ежегодно 27 июня совершался крестный ход с Казанской-Высочиновской иконой Божией Матери в город Змиев и в слободу Новая Водолага Валковского уезда, обратно — 27 июля. По указу Св. Синода 1895 г. икона с 19до 24 сентября находилась в Воскресенской церкви, следующие три дня — в Преображенской, еще три дня — в Николаевской, в каждом храме служили мо­лебны, а затем икону носили по домам прихожан. 2 октября с крестным ходом икона возвращалась в Высочиновский монастырь.

По благословению архиепископа Антония были установлены еще два крестных хода из монастыря с Казанской-Высочиновской иконой Божией Мате­ри: I) с 16 по 31 августа в Новую Водолагу через слободы Лиман и Андреевку, обратно — по Северо-Донецкой железной дороге; 2) с 20 по 26 октября в село Чемужовку Змиевского уезда.

В 1908 г в монастыре было 26 монахов с настоятелем и 40 послушников.»

Из книги М.Матвеенко

%d такие блоггеры, как: