ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ВОЗРОЖДЕНИЯ

image001Наталья Митрофановна Чурилова, руководитель иконописной школы
Икона сопровождает человека от момента его рождения до самой смерти. Иконами благословляется Брак. Иконами благословляются на созидание города. Иконой благословляют православное воинство для защиты отечества. Иконы кладут перед нами на аналой для почитания и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них делает нас верными чадами Святой Православной Церкви.
(Из проповеди Игумена Глеба (Свидло))

Десятилетие назад, в 2001 году, по благословению о. Валентина (Ковальчука) при храме Св. ап. Петра и Павла, были открыты иконописные курсы для прихожан. Интерес к иконописному делу привел туда учащихся и выпускников художественных учебных заведений Харькова — школы Репина, художественного училища, Педагогической академии, Академии живописи и дизайна, Архитектурной академии. С ростом количества слушателей курсов возникла необходимость открытия иконописной школы, где более полно преподавались бы основы иконописного искусства и богословия.
Поэтому, в 2004 году, по благословению Владыки Никодима, Митрополита Харьковского и Богодуховского иконописная школа перешла под покровительство Харьковской епархии, на территорию Свято-Покровского мужского монастыря, и удобно разместилась в здании Харьковской Духовной Семинарии. Сейчас в школе обучается 45 человек, изучая богословские предметы: Ветхий и Новый завет, катехизис, иконографию, работы древних мастеров по иконописи.


Икона берет начало с первого прижизненного изображения Спасителя, возникшего чудесным образом. В Священном Писании упоминания об этом событии нет. Память о нем хранится в Священном Предании, в свидетельствах историков Церкви и в гимнографии.
В период с 8 по 45 годы по Р.Х. правителем Эдессы был Авгарь V Черный, прозванный так, потому, что страдал от «черной» проказы — самой тяжелой и неизлечимой формы этой болезни. Узнав от своих подданных, которые по торговым делам часто бывали в Иерусалиме, о необыкновенном Человеке и Его поразительных чудесах, царь Едессы послал своего придворного живописца Ананию в Палестину с письмом, где просил Спасителя разрешить написать изображение Его Божественного Лика.
Анания, по прибытии на место, сделал несколько безуспешных попыток вручить письмо с просьбой Господу, окруженному массой народа. И так же безрезультатно пытаясь сделать рисунок Его лика, на-конец, был сам приглашен к Спасителю через апостола Фому. Господь отказал царю Едессы в личном посещении, но, чувствуя отчаянный призыв этого человека о спасении, обещал оказать помощь: очистить от позорной и жестокой болезни. Омыв Своё лицо, Он попросил чистый плат и отерся им. Непостижимым образом вода, пропитавшая ткань, превратилась в краски, и на ткани возникло изображение Божественного лика Спасителя.
Сей Нерукотворный Образ Спасителя Анания принес правителю Авгарю, который принял необыкновенную святыню Божественного произведения с величайшим почтением и с благоговением, и по твердой вере в Господа, как Сына Божиего, исцелился от постигшей его тяжелой болезни, стал ревностным последователем Христа и привел к христианству своих подданных. Сам образ был прибит на «доску негниющу» и помещен над городскими вратами.
В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на святые иконы, которое продол-жалось при его сыне и внуке. Вокруг вопроса о почитании икон поднялась ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения. В 787 году против этой иконоборческой ереси царицей Ириной был созван VII Вселенский Собор в городе Никее, на который явилось 367 отцов.
Святые отцы VII Вселенского собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые
исповедуют православную веру. Святые отцы провозгласили, что иконопочитание — это законоположение и предание Церкви. Оно направляется и вдохновляется Святым Духом, живущим в Церкви. Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское нам сообщает через слух, то же самое икона показывает через изображение. Икона — это окно из мира Горнего в наш мир — мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.
VII Вселенский Собор утвердил, что иконопись — есть особая форма откровения божественной реальности и через богослужение и икону божественное откровение становится достоянием верующих. В этот период и произошло переосмысление иконы, как богословия в красках было утверждено понимание и восприятие иконы как предмета не поклонения, а почитания!
Если столько крови проливалось по поводу правильного понимания и представления о месте иконы в храме, её функции, её богословия и предназначения, то мы обязаны сохранить то отношение и ту культуру в написании икон, которая прошла через горнило многих испытаний и достойна соблюдения изначальных правил и канонов, утвержденных Православной Церковью в иконе.
Древние мастера перед началом написания иконы брали благословение, очень тщательно готовились: по-стились, молились, приступали к работе с того, что сами левкасили (готовили) доску, добавляли в левкас святую воду и святое масло. Таким образом, уже освященная доска настраивала иконописца на более глубокое, проникновенное чувство благоговения и смирения.
Из определения Стоглавого собора 1551г.: « Подобает быть живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу… Наипаче всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением… Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора…»
Воспитанники нашей иконописной школы обучаются вначале благоговейному отношению к иконописному труду. Перед началом написания иконы рекомендуется пишущим изучить историю возникновения образа. И тогда постепенно раскрывается для них духовный мир, который они, с Божьей помощью, должны воплотить в красках духовного рисунка — иконы. В школе во время выполнения иконописных работ звучит духовная музыка. Не случайно также школа находится на территории монастыря, где непрерывно творится молитва, являющаяся основным подспорьем в нелегком и кропотливом труде иконописца. На сегодняшний день в нашей Епархии есть много храмов, нуждающихся как в реставрации, так и в новых росписях. Однако зачастую в этих работах принимают участие люди слабой профессиональной подготовки. Поэтому иконописной школой вместе с Академией живописи и дизайна и институтом Харьковпроект было принято решение о необходимости создания комиссии по контролю проводимых реставрационных и иконописных работ в Харьковской Епархии. Главной задачей комиссии является утверждение проектов росписи и реставрации храмов, чтобы защитить и соблюсти каноны православной иконописи и православного искусства.
Еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание читателей.
Монастыри издревле были культурными и духовными центрами областей, округов, городов. При них развивались всевозможные традиционные ремёсла:
иконопись;
ювелирное дело (паникадила, кресты, цепочки, оклады, другие предметы церковной утвари);
столярное дело (резные киоты, рамы, посуда для церковных нужд, потиры, чаши, пр.)
золотошвейное дело.
В нашей святой обители при Харьковской Духовной Семинарии, из числа выпускников иконописной школы, образована художественная мастерская. Её мастера трудятся по благоустройству храмов, пишут и реставрируют иконы, выполняют частные заказы.
Мы будем рады молодым, энергичным людям, которые могли бы присоединиться к нам и внести свой вклад в дело культурного возрождения Украинской Православной Церкви.
Православное христианство