Праздник Рождества Иоанна Предтечи и языческая Купала: о двух разных праздниках.

thumbnail of 2010-07
ПВ № 07(28) 07-2010.pdf Иер. Константин (Селезнев)

Праздник Рождества Иоанна Предтечи установлен в память о событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя, описанных в Евангелии от Луки. Иоанн Креститель — единственный святой, кроме Иисуса Христа и Богородицы, чье Рождество празднует церковь, в остальных случаях празднуется только день смерти святого. Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической смерти сложилась еще в первых христианских общинах. В начале IV века праздник был введен в христианский календарь. В честь Иоанна Крестителя установлены следующие праздники: 6 октября — зачатие, 7 июля рождество, 11 сентября -усекновение главы, 20 января Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта — первое и второе обретение его главы, 7 июня третье обретение его главы, 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).


«Вот. Я пошлю вам Илию * пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я не поразил земли проклятием», — записал пророк Малахия в своей Книге. Явление на земле особого человека было указанием на то, что вскоре надо ждать прихода Мессии. И этого указания иудеи ждали на протяжении многих веков.
Праздник этот замечателен уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане.
Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей. Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику. что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии. Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк.1, 20). Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44). Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию. он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне — Предтече Господа. После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься — исповедать свои грехи, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. Тем не менее, принимая исповедание грехов, Иоанн Креститель является первым духовником.
О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
У восточных славян и народов Прибалтики праздник Рождества Иоанна Предтечи по времени совпал с языческим праздником летнего солнцестояния, поэтому в народе его называли днем Ивана Купала. Много языческих элементов до сих порсохранились в народной обрядности этого праздника: танцы, прыжки через огонь (древний очистительный обряд), скатывание в реку пылающих колес, пускание на воду венков, и многое другое, что не хотелось и вспоминать в светлый праздник. Такие празднования проходят в ночь с 6 на 7 июля и предварялись они русалиями — циклом обрядов связанных с «проводами русалок» и молением о дожде, начинавшимся от двадцатых чисел мая до середины июня (по старому стилю, время которое полностью покрывалось Петровским постом). «Стоглав» говорит о русалиях на Иванов день, 24 июня по старому стилю. Купала — языческий праздник, к которому Церковь относится негативно, как к греху. Этот языческий праздник включал в себя следующие обряды: возжигание огня, прыжки через костер (или крапиву), скатывание горящего колеса (культ огня), купание нагишом и обливание всех грязной водой, «черпание росы» (культ воды), легенда о распускающемся в эту ночь цветке папоротника (который никогда в действительности не цветет!), блудная жизнь во время праздника -«прощание с девственностью», гадания. Самое важное, что надо знать о язычестве и его праздниках — все его обряды являются жертвой «богам», о которых пророк Давид говорит: «…все боги язычников — бесы»( Пс. 95:5).
Сюжеты купальской обрядности являются отголоском обязательной жертвы девушек божеству воды, языческому , повелителю всех подземно-подводных сил — Дунаю, Ящеру, жертвы которого топили в воде окружавших языческое святилище вод. Известный исследователь фольклора А.А. Потебня в своем исследовании о’ купальском празднестве приводит полный трагизма плач матери по утопленной девушке: «…люди, не берите воду, не ловите рыбу, не косите травы на излучинах реки — это красота моей дочери…». Пелась эта песнь тогда, когда проводился обряд «утопления Купалы».
Язычество — это не невинное бросание веночков и прыгание через костер. Это те верования, которые в древности требовали человеческих жертв, а сегодня требуют человеческих душ через совершение грехов. В любом виде язычество является мерзостью пред Богом.
Прискорбно, что в наше время даже на уровне районных администраций (и Харьковской тоже) и даже в Киеве проводятся языческие праздники Купалы и даже купальские фестивали, которые собирают много участников, поддерживаются неоязыческие образования типа «РУН-віры» (выдающей себя за народную религию). Эти «народные религии» — естественные религии греха, которые возникли вне диалога с Богом, вне благодатного откровения и поддержки. В этом случае человек создает религию по своему образу и подобию, где проецирует в религиозную сферу свои ожидания и страхи, свои не всегда верные представления и страсти. Такой человек ожидает от религии чуда, власти и авторитета — то есть магии.
Людям, считающим себя христианами, необходимо помнить, что нет согласия между Христом и Велиаром с его «богами». Поэтому христианский праздник Рождества Иоанна Предтечи не может быть согласован с гульбищами языческой Купалы, и сегодня собирающей себе жертвы. Единственный способ иметь полноводную, глубокую жизнь, это вернуться к христианскому опыту апостолов (часть которых была прежде учениками Предтечи) и пустынников, каким был Иоанн Креститель, которые не побоялись одиночества, потому что в их сердце была такая полнота, что они могли ей жить и могли делиться ей с другими. Эта полнота от познания ими Бога, и оттого, что возлюбили созданный Богом мир той любовью, которой Господь его любит.
Литература:

  1. С.В.Булгаков. Настольная книга священнослужителя. Т.т 1 и 2 , М.,1993 г.
  2. Б.А.Рыбаков. Язычество Древней Руси. М., «Наука», 1988г.
  3. Митрополит Антоний Сурожский. Проповеди. М., 1993 г.
  4. Материалы новостных сайтов.
  5. Православное христианство