Праздник Богоявления

thumbnail of 2010-01
ПВ № 1(22) 01-2010.pdf иерей Константин Селезнев

Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна и освящающего воды. Троичное содержание праздника выражено в тропаре Богоявления и определяет триединое действие Божества с предельной ясностью:
“Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”.
Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих стихирах и тропарях праздника. «Днесь Небесе и земли Творец приходит плотию на Иордан, Крещения прося безгрешный… и крещается от раба Владыка всяческих…». «Ко гласу вопиющаго в пустыне: уготовайте путь Господень (т.е. ко Иоанну) пришел еси, Господи, зрак рабий приим, Крещения прося, не ведый греха».


Крещение, которым крестил Иоанн, было Крещением покаяния. Вода крещения была очищением, избавлением человека. Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?”. Но Иисус сказал ему в ответ: “оставь теперь”, то есть не удерживай меня теперь, “потому что так нужно нам исполнить всякую правду” – исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Христос не имел нужды в таком Крещении, будучи чист изначала, и лишь по смирению принял Крещение от Иоанна, но, приняв на Себя Крещение водою, Спаситель не освятился водами, в чем не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Крещением от Иоанна, действием предельного смирения Христова, открылось Его Божество, как Единого от Троицы, во всем неразлучного с Отцом и Святым Духом. По совершении крещения, когда Иисус Христос выходил из воды, вдруг раскрылись над Ним небеса; и Иоанн увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Иисуса, а с неба был слышен голос Бога Отца: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. Так при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя, поэтому праздник называется Богоявлением.
Крещение есть явление Христа народу, исхождение Его на служение, новосотворение мира, смертельно растленного падением. Крещение есть праздник сотворения мира наново, подобно Рождеству Христову, и оба эти праздника неразрывно связаны друг с другом. Праздник Рождества в богослужебных текстах непрерывно сопрягается с праздником Богоявления, и строением службы, особенно вечерни, праздник Богоявления повторяет почти полностью праздник Рождества. В этом тождестве праздник Богоявления не умаляется перед Рождеством, но в некоторых стихирах воспевается как праздник еще более светлый, чем Рождество:
«Во страннем Твоем Рождестве первее из Девы преестественно удивил еси, Слове Божий. Ныне же величаем, велие таинство совершая преславно причастием честным, купель многочадну Божественным Духом.» (песнь 9 канона повечерия в навечерие Богоявления).
И отцы IV-V века, св. Амвросий Медиоланский, св. Иоанн Златоуст, св. Иероним, отмечают совсем особую славу Богоявления. “В рождении Своем Сын Божий явился миру сокровенно, но в Крещении Он явился совершенно” (св. Иероним).
Крещение произошло, когда Спасителю было, по свидетельству Евангелия, лет яко тридесять, то есть приблизительно совпадает, или, вернее, приближается, ко дню Рождества. В этом сказывается внутренняя связь священных событий, и в Церкви протянут как бы золотой свиток, соединяющий Рождество с Крещением. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, “водами погребсти человеческий грех”, исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить “водное естество” и подать нам образ и пример Крещения. В церковный календарь праздник Богоявления вошел в середине II в. и сначала отмечался вместе с Рождеством Христовым (Армянская Церковь и до сих пор придерживается этой традиции). В IV веке празднование Рождества было перенесено на 25 декабря, а за праздником Богоявления сохранилась прежняя дата – 6 января.
Праздник Богоявления именуется праздником посвящения, праздником света— от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. В древности в этот день принимали Крещение оглашенные при множестве горящих свечей – где явление Божие, там и преизбыток света, потому что Бог есть Свет. Бог касается и очищает и животворит водное естество. Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их, и освятить, и убить гнездящихся там змиев. Дух Святой, в образе голубя, осеняет воды подобно тому, как было при сотворении мира, когда Дух Божий витал над водой. По изъяснению св. Василия Великого, Дух Божий не только витал над водой, но как бы сообщал ей способность зарождать жизнь, делал воду живоносной, отеплял ее подобно тому, как наседка теплом своим изводит к жизни цыплят. И тут Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь в Таинстве Крещения, быть водой, “скачущей в жизнь вечную”. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно составляет решительное и полное начало этого служения, источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение (пакибытие).
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”.
Особенностью праздника Богоявления является совершение в навечерии (накануне) Богоявления Великого водоосвящения. Великое водоосвящение совершается по Уставу в конце литургии, после заамвонной молитвы. Причём богослужебный устав – Типикон знает только одно Великое освящение воды, совершаемое в навечерие Богоявления (5/18 января). В Типиконе ничего не сказано о освящении воды в самый день Богоявления (6/19 января). В Русской Православной Церкви накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления – в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов. Отсюда следует, что в сам день Богоявления может быть совершён такой же чин Великого Водоосвящения, как и в навечерие. К сожалению, ошибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, – крещенская. У нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее. А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это – бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освещается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.
Вопрос двух Великих освящений воды волновал православных людей и раньше. Патриарх Никон специально уточнял у Антиохийского патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды.
Вода, освященная троекратным погружением в нее святого животворящего креста в канун Крещения, в сочельник, и в самый праздник Богоявления, называется святою Богоявленскою водою, или Великой Агиасмой. Ей присуща особенная сила и важность. Именно этой водой православные люди кропят в Крещенский Сочельник свои жилища и надворные постройки с пением Крещенского тропаря. Она используется и при освящении домов. По свидетельству св. Иоанна Златоуста, она никогда не портится в домах верующих и берегущих ее, как святыню, с уважением. Этого не может быть с обыкновенной, простой, неосвященной водой, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане. Святую Богоявленскую воду необходимо иметь в своих домах всем верующим христианам и пить ее ежедневно с молитвой натощак для исцеления души и тела. В истории христианства известны многократные примеры, когда некоторые несчастные подверженные сильному пьянству или одержимые припадками и беснованием, после долговременно употребления этой Богоявленской воды натощак, по вере в чудодейственную силу, исцелялись навсегда от своих недугов. Существует обычай, в случае смертной опасности давать святую Богоявленскую воду умирающему, если нет возможности причастить его Святых Христовых Тайн, но отсюда нельзя делать неверного вывода, что и во всех других случаях Святое причастие можно заменять святой водой. Важна и свята Богоявленская вода, но, во всяком случае, она не может заменить причащение Святых Божественных Христовых Тайн. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой. Существует и другой обычай: в день Богоявления набирать святую воду и окунаться в реке или озере после освящения воды в этом водоеме. Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ. К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок.
Существует в нашем народе также неприемлемый церковью обычай гадания на Крещение, связанный с древними языческими традициями. Гадание в любое время и по любому поводу является богомерзким делом, грехом. Глупостью является поверье, что если 19 января ровно в 00-00 набрать воду из крана или из колодца в банки, то она будет точно такая же «крещенская», как и в храме, после Великого водоосвящения.
Хваля добрые обычаи христиан, пришедшие к нам из древности, мы, к сожалению, должны заметить, что некоторые из верующих, и особенно среди необразованных в подобных вопросах людей, мало понимают святость и силу этой Богоявленской воды и не умеют обходится с нею, как с великою святынею. Случается, что некоторые, следуя глупому обычаю – воду на Крещение надо успеть набрать в числе первых, так как потом «благодать исчезает», не дождавшись окончания богослужения, с шумом и криками бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. Они действительно не зная благодати толкают друг друга и проливают святую воду. Не надо забывать, что если не обращаться с Великой Агиасмой с благоговением и страхом Божиим, то благодать Божия, которую мы призываем на эту воду молитвами святой Церкви, отступит от наших сердец. И самая святая вода, добытая нами с насилием, шумом и обидою ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях, обратится для нас вместо здравия души и тела, только в осуждение от Бога и добрых людей. Нет и особенной нужды набирать воды более необходимого количества, если же она будет заканчиваться, ее можно пополнить из запасов воды, хранящейся в храме. Крещенская вода есть одно из — наряду со множеством других — свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы, вернее, законы нынешнего состояния естества, как не раз звучит в церковных песнопениях: «Побеждается естества чин».
Литература:
Церковная служба на Богоявление. М.,1948.
Типикон.
Минея – Январь.
Архимандрит Иоанн (Маслов). Крещение Господне. Богоявление. М,1990.
К. Слепинин. Азы Православия. СПб, 1999.
Протоиерей Григорий Дебольский. Православная Церковь в Ее Таинствах, Богослужении, обрядах и требах. М., 1994.
Архимандрит Иоанн (Маслов). Конспект по Литургике для 3-го класса МДС. Загорск, 1980.