Письмо в редакцию. Лечебные источники Чугуева

thumbnail of 2010-09
ПВ № 09(30) 09-2010.pdf Раба Божья Евгения

А знаешь ли ты свой родной край, уважаемый читатель? Позволь, я отвечу за тебя! Скорее всего, нет. Какие только удивительные истории со мной не происходили. Вот я сейчас поведаю тебе одну. Дело в том, что с возрастом я стала чаще болеть. Тревожили печенка, поджелудочная железа. Сильно поднялось артериальное давление. Серьезно лечится не было денег, да и времени! Дело дошло до того, что моя племянница, которая часто ездила в Крым, где совершала походы по водопадам, можжевеловым лесам и источникам, стала бояться оставлять меня одну…. Надо сказать, что мой дом расположен в центре г. Чугуева на самом высоком холме, как раз над долиной реки Северский Донец. И выходя из калитки своего дома, особенно в ясную погоду, я всегда вижу противоположную сторону, на которой находится поселок Кочеток. «И что же тут такого удивительного?» — спросишь ты, мой уважаемый читатель. А вот что.
Среди разбросанных аккуратных домиков Кочетка возвышается небольшая церковь Свято-Владимирской иконы Божьей Матери. В солнечную погоду ее купола горят, освещая все вокруг. Она словно голубая птица парит над долиной. И ты смотришь на нее с радостью и жалеешь, что ты не художник. Душа переполняется тихой радостью. И завет она, к себе обещая покой и душевное равновесие. По-видимому, такие же чувства переполняли и мою племянницу, потому что однажды она предложила совершить паломничество в Кочетокскую церковь.


«А что это такое — паломничество?», — поинтересовалась я. «А вот что. Встанем утром рано и пойдем пешком в церковь».
До Кочетка от центра Чугуева восемь километров. Дойду ли я с моим здоровьем? Дорога хорошая, по ней ходят маршрутки, не дойду, так доеду. И вот тут и начинаются чудеса.
Мы шли вдоль дороги, по лесополосе. Я даже взяла брезентовый стульчик, чтобы время от времени отдыхать. Да не отдыхала я, а шла и шла. А племянница мне и говорит: «Ничего удивительного в этом нет, идем намоленной дорогой». В XIX в. и в начале XX в. были здесь крестные ходы. Икону Владимирской Божьей Матери весной несли в Кочеток (26 апреля старый стиль), а осенью несли обратно в храм Чугуева (12 сентября стар, стиль).
И вот мы, наконец, в Кочетке возле церкви. Дома мне она казалась маленькой, а теперь я вижу, какая она вблизи. Она еще краше, чем я представляла ее себе. Нежно-голубая с забором, обвитым виноградом. Да, человек, который спроектировал эту церковь, имел вкус. А само место для нее выбрано идеально. Красота неописуемая, невольно думаешь о Создателе, а душа трепещет.
Отстояв службу, мы вышли из церкви и остановились. Хотелось пить, да и надо было узнать, где остановка маршрутки. И здесь происходит еще одно чудо.Возле нас оказалась женщина, которая, перекрестившись на храм, собиралась уже уходить, но почему-то взглянула на нас. Жаль, что я не запомнила ее лица. Яспросила у нее, где здесь можно напиться, и она удивила нас своим ответом. Вы разве не знаете, что в пятистах метрах отсюда находится источник со святой водой? И что икона Владимирской Божьей Матери была найдена в XVII в. иноком на этом источнике, и был здесь мужской монастырь? А в середине XIX в. была построена первая в Украине водолечебница. Бывали в этой водолечебнице и Н.В. Гоголь, и Л.Н. Толстой, и много знаменитостей российских
Вот это да… Под самым носом святая, лечебная вода, а мы ничего об этом не знаем. Рассказав все это за пять минут, женщина растворилась в пространстве, как вроде бы ее и не было. Пройдя указанные 500 м., мы действительно натолкнулись на родник. Напившись прохладной и чистой воды, я почувствовала, как перестал болеть правый бок, куда-то ушла усталость, стало легче дышать. Так вот какая она, Божья благодать!
Теперь я каждое воскресенье езжу в Кочеток, благодарю Пресвятую Богородицу за милость, нам подаваемую, и набираю воду, я без нее уже не могу. Предлагаю и тебе, уважаемый читатель, совершить такое же паломничество в Кочеток к заступнице нашей, Пресвятой Богородице, поклониться ее чудотворной иконе, именуемой Владимирская, попить и набрать намоленной воды.
И да поможет тебе Бог!
Примечания
1.О крестном ходе с Владимирской иконой Божьей Матери на место обретения вспоминал в своей книге «Далекое и близкое» художник Илья Ефимович Репин, как он в детстве ходил с мамой Татьяной Степановной: «Когда мы жили в Осиновке (р-н Чугуева), часто в большие праздники мы ходили с маменькой в Кочеток, верст за семь от Осиновки. Чтобы поспеть к обедне, надо было выйти из дому с восходом солнца. Когда мы, поднявшись, проходили через весь город и солнце начинало уже припекать, мы с удовольствием входили в кленовый густой лес под Кочетком и поспевали до начала благовеста. Дорогою маменька рассказывала превосходных историй из жизни святых. Она знала очень много хороших поучений святых отцов. Дорога эта были очень интересна. После длинной службы в церкви явленную икону несли на колодец. По тенистому лесу толпа рас сыпалась и так красиво, пятнами, освещалась в густом орешнике. Мальчишки звонко хлопали ладонями по кленовым листьям. Маменька тоже начала хлопать ими, на обратном пути я все учился, но у меня не выходило… Когда мы доходили до Криницы, садились отдыхать. Маменька развертывала чистый платочек, доставала свежую просвиру «за здравие», отламывала от нее по кусочку, и мы ели, запивая ключевой водой. Какая водица! Холодная и чистая». (И.Е. Репин, «Далекое и близкое»). В 1876 году И.Репин приехал в Чугуев и снова увидел крестный ход. Именно этим годом датирована картина «Крестный ход. Явленная икона», которая ныне находится на хранении в Государственном Русском музее.
2. «Над утесом, из-под коего и теперь струится чудесный источник, выдавался корень срубленного дерева — здесь-то один из благочестивых иноков монастыря, бывшего на вершине противолежа щей горы, обрел стоящую Икону Владимирской Божьей Матери и с благоговением принес оную в обитель. Будучи поставлена в церкви, она в первую же ночь оказалась на месте своего явления, будучи опять взята и поставлена в церкви, паки оказалась на том же месте. Желая иметь сие сокровище в своей обители, благочестивые иноки соборно дали пред священным изображением ее обет — в день памяти ее 21 мая и 23 июня, торжественно поднимать ее, принося на место явления, и совершать здесь во славу ее молебное пение. Тогда Икона оставалась в церкви. …По особенному усердию, в летнее время, почти ежедневно, богомольцы, возлагая на себя привесочки, кои принесены по обету от разных лиц, как бы в дар Богоматери, поднимают ее на корень (так в ростонародье называют прежнее место явления Иконы) к источнику, где совершаются благопотребные прошения. Во время святых постов, особенно летних, с дальних мест Украины число говеющих по обету, подобно как и в монастырских обителях, весьма значительно. Но кто без сердечного умиления может взирать на бесчисленное стечение народа Божия с разных отдаленных мест — во дни престольной памяти ее — 21 мая и 23-го июня (стар, стиль), когда она торжественно переносится к чудесному источнику?…»
Православное христианство