О прославлении Озерянской иконы Божией матери

thumbnail of 2010-11
ПВ № 11(33) 11-2010.pdf А. Станкевич

У каждого человека есть своя биография, у города – история, у корабля – судовой журнал, у монастыря – летопись, а у каждого дела – свой план или дневник с определенными целями, задачами и этапами его претворения в жизнь.
Часто случается так, что устанавливая какие-то планы и цели, мы даже не подозреваем о тех последствиях, которые нас ожидают впереди.
Самое малое доброе начинание в будущем может совсем неожиданно превратиться в большое благое дело. Но сначала оно будет маленьким ключиком-ручейком, за которым, однако, нужно походить-поухаживать: рассмотреть его младенчески слабенького, пробивающегося сквозь песок, свалить дерево, размерить бревно, рассечь на коротыши по размеру, зарубить концы в лапу, чтобы держались, и врыть в землю малый сруб, верхний венец подняв над землею. Вот и «заключили» ключик «ризою» – и наполнился, и переполнил края, и потек дальше по старому ложу ручейком, речкой, проточным озером, будто так и бывало от века…
Уже немало таких ручейков берет начало из редакции «Покровского вестника», но самый дорогой, самый прекрасный, наполняющий наши сердца нездешней радостью – прославление Озерянской иконы Божией матери.

«Цель иконы – не возбуждать или усиливать человеческие чувства, а направлять их вместе с умом к Богу на путь преображения, очищения от страстей. Не случайно седьмой ВСЕЛЕНСКИЙ собор постановил почитать иконы так же, как КРЕСТ и ЕВАНГЕЛИЕ, как святыни, несущие, прежде всего, богословское содержание» (1).
А начиналось все так…
…Только что «Вестник» отметил полгода своего существования. Он уже приобрел постоянное лицо, заложил первые рубрики, его объем вырос до 18 страничек. В октябре 2008 года редколлегия готовила к выходу в свет очередной (ноябрьский) номер, и вместе со всеми готовилась 12 ноября отпраздновать День почитания Озерянской иконы Божией Матери. Неудержимо хотелось сделать ради Нее что-то особенное, персональное, что ли…
Молились, просили помощи у Царицы Небесной, и послала Матушка благие мыли – глубокие как озеро и чистые как родниковая вода. И воплотились они сначала в слова, потом в малые дела, а теперь…
Однако обо всем по порядку.
Тогда, 19 октября 2008 года, «Покровский вестник» организовал паломническую поездку слушателей Воскресной школы и прихожан нашей святой обители в место явления чудотворной иконы. В храме-часовне Озерянской иконы Божией Матери игумен Глеб (Свидло) отслужил молебен с Акафистом, паломники посетили святой источник и совершили омовение в купальне.
После поездки, переполненные благодарными чувствами, мы возобновили древнюю традицию записи случаев чудесной помощи Пресвятой Богородицы и открыли Книгу записи этих свидетельств, посвятив ее учреждение Дню празднования Покровительницы и заступницы всего нашего Слободского края – Озерянской иконы Божией матери.
В июне 2009 года духовным руководителем «Покровского вестника» игуменом Глебом (Свидло) было найдено репринтное издание истинного изображения чудотворной Озерянской иконы Божией Матери. Ее описание и изображение приводятся в истории (2). Мы переиздали первооткровенный образ, после чего Матушка Царица Небесная стала присылать нам «весточки» и помогать в прославлении ее первообраза.
20 февраля 2010 года мы получили сообщение о том, что 12 ноября 2009 года в Свято-Троицком храме г. Всеволожска Ленинградской области после совершения Божественной литургии был отслужен молебен пред иконой Божией Матери, именуемой Озерянская, с пением акафиста. После его окончания прихожане храма увидели мироточение над ликом Младенца, а также четко ощутили источаемое образом благоухание…
И в данное время «Покровский вестник» ведет переписку с редактором «Троицкого листка» Свято-Троицкой церкви г. Всеволожска об истории обретения и прославления чудотворной иконы;
…7 апреля 2010 года нашему «Покровскому вестнику» исполняется два года. И делами и коленопреклоненными сердцами мы молим Царицу Небесную о возобновлении утраченной славной традиции Крестных ходов из Свято-Покровского монастыря в Озеряны …
История
В те далекие и одновременно близкие годы-времена «…по благословению митрополита Белгородского и Обоянского Феодосия благочестивый священник отец Феодор построил близ места явления иконы деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Сюда же перенесли и святую икону. Была образована небольшая обитель, в ней построен храм святого пророка Иоанна Предтечи, колокольня с часами, несколько деревянных келий и пустынь. Обитель не имела богатств, но главной ее ценностью являлся чудотворный образ, поклониться которому прибывало много паломников.
(Начальнику коллегиума Покровского монастыря Св. Синодом отданы были в управление пустыни Озерянская, Аркадиевская, Чугуевская и церковь Каплуновская, как для их благоустройства, так и для поддержания коллегиума (1750-е гг.)4
В 1787 году в числе многих Озерянская пустынь была закрыта, а чудотворную икону Пресвятой Богородицы перенесли в Куряжский Спасо-Преображенский монастырь, куда перевели и немногочисленную братию. В 1788 году закрыли и его, а икона вместе с насельниками обрела новое жительство в Покровском монастыре г. Харькова.
Девять лет образ иконы Богоматери Озерянской находился под защитой стен нашей святой обители, но в 1797 году Куряжский монастырь вновь открыли со званием «заштатной пустыни», и туда возвратили святой образ. За монастырской стеной, в главном храме Преображенской церкви, перед клиросом, «противу Царских врат», чудотворная икона находилась сорок шесть лет.
В 1843 году жители города Харькова обратились с прошением к епископу Харьковскому и Ахтырскому святителю Иннокентию (Борисову) с просьбой, чтобы икону на осеннее-зимнюю пору относить в Покровский кафедральный собор, а весной – вновь в Куряжский монастырь.
Император Николай I 6 октября 1843 года утвердил доклад Св. Синода о перенесении чудотворной иконы Пресвятой Богоматери Озерянской на зимнее время из Куряжского монастыря в Покровский и обратно в весеннее время.
30 сентября 1844 года состоялось первое перенесение иконы крестным ходом. С тех пор, по утвержденному церемониалу, крестный ход ежегодно совершался 22 апреля, когда икона относилась обратно в Куряжский монастырь, и 30 сентября, когда переносилась в Покровский.
К месту будет отметить, что самая первая на территории Российской империи киносъемка произведена русским гражданином – известным харьковским фотографом Федецким – «Торжественное перенесение чудотворной Озерянской иконы из Куряжского монастыря в Харьков» (в Покровский монастырь) 30 сентября 1896 года. (Дорогие читатели, если кто-то из вас обладает хоть какой-то дополнительной информацией по поводу этой киносъемки, просим непременно сообщить об этом в редакцию «Покровского вестника).
В 1860-х годах вспомнили и Озерянку – место первого явления и прославления чудотворного образа Божией Матери. Этому способствовало то обстоятельство, что недалеко от Озерянки приобрел себе хутор именитый харьковский купец Никита Иоакимович Павлов, который давно почитал святой образ Пресвятой Богородицы Озерянской.
На свои средства он построил красивую каменную часовню над источником, где явился этот образ. Тогда ему и пришла мысль переносить крестным ходом чудотворную икону Озерянскую из Куряжского монастыря. Его предложение поддержали все жители Озерян и Мерефы. Жители подали соответствующее прошение в Синод, который специальным указом от 26 августа 1862 года удовлетворил просьбу прихожан. Было разрешено ежегодно 15 июня совершать крестный ход из Куряжского монастыря в Мерефу, а на следующий день, когда празднуется Рождество святого пророка, Предтечи и Крестителя Гос-подня Иоанна, – в Озерянку, на престольный праздник Предтеченской церкви. 28 июня икона вновь возвращалась крестным ходом в слободу Мерефа, а оттуда в экипаже в место своего постоянного пребывания – Куряжский монастырь.
15 июня 1863 года, после семидесятилетнего отсутствия, чудотворный образ вновь был принесен на место своего явления. С того времени святая икона ежегодно пребывала
в трех местах – Куряже, Харькове и Озерянке». (3)
Посмотрите, как трепетно относились наши пращуры к своей Заступнице! Как почитали большой честью усердием выстилать пути-дорожки, ожидая Ее посещения! Давайте же и мы потрудимся Ей, помолимся и всем миром попросим Озерянскую нашу Одигитрию и Покровительницу о помощи собрать силы и средства на написание большого списка с Первообраза, о возобновлении утраченной традиции Крестного хода и, наконец, о возрождении Куряжского монастыря и Озерянской пустыни, а пуще всего – о возрождении и преображении наших запустелых сердец и взыскании Царствия Божия по ходатайству небесной нашей Заступницы.
Пресвятая Богородице, помогай нам!
Алла Станкевич
Литература:
«Віра і розум», № 4, 2003г. – «Богословие в красках».
Д.Багалей, Д.Миллер. Истории города Харькова за 250 лет его существования (1655-1905), т.1, с. 342-343.
Архиепископ Онуфрий. История Харьковской епархии (1799-2009). – Святыни Слобожанщины, с. 401-403.
Филарет (Д.Г. Гумилевский). Историко-статистическое описание Харьковской епархии.

%d такие блоггеры, как: