О порче

«Добро пожаловать! Порча, сглаз, проклятия, венец безбрачия, одержимость, испуг – явления, которые нельзя отрицать. Когда здоровье никакое, бизнес катится под гору, а личная жизнь не складывается, тут невольно задумаешься о том, что кто-то навел на вас порчу. Ну что же делать? Сидеть, сложа руки? Нет. Необходимо действовать» – так зазывает сайт одного «народного целителя». Если вы в трудную минуту жизни обратитесь к «народному целителю», он обязательно скажет, что вас сглазили или на вас навели порчу. Да еще и подскажет, кто ее навел (чтобы вы потом годами мучились непреодолимой ненавистью к этому человеку). Впрочем, он тут же вас успокоит, предложив снять ее методами «народной медицины», которыми он «в совершенстве владеет»: заговоры, «выкатывание» яйцами, «сливание» воском или водой и т. п., – естественно, за немалую сумму. Только не удивляйтесь, если после подобного исцеления вам станет еще хуже или вы попадете в психиатрическую больницу.


Под порчей многие люди считают определенное оккультное воздействие на человека, целью которой является причинение вреда тому или иному объекту. Так, значит, колдуны и ворожеи реально существуют и могут вредить? Да, связь с сатанинскими силами в виде колдовства, ворожбы, заговоров существует с давних времен и отрицать ее – значит отрицать наличие самого князя тьмы, диавола. Но их негативное влияние возможно только попущением Божиим для укрепления человека в вере и осознания им того, что Бог и только Бог – наш единственный заступник. Да вот беда – многие этого не осознают и не хотят менять греховный образ жизни, который их вполне устраивает. У таких людей возникает мысль: «Это мне сделали, ведь раньше все было хорошо, а теперь стало плохо. Я не виноват, виноваты те, кто сделал». Следовательно, если одним тайнодействием в их жизнь пришли беды и скорби, то другим отдельным действием все будет поставлено на место, и они заживут припеваючи тем же греховным образом, т. е. люди пытаются против заговора найти «контрзаговор».
До недавнего времени открыто называть себя колдуном, тем более хвастаться этой профессией, было просто немыслимо. Колдун – это человек, сознательно творящий зло и пользующийся для этого силой бесовской. И вплоть до наших дней такое представление о колдунах и колдовстве никем не оспаривалось. Но вот в наше время зло стало восприниматься как явление, имеющее право на существование наравне с добром. Чародей, колдун, маг, не желая менять своего наименования и не считая нужным более скрываться, объявляет перед многомиллионной телеаудиторией о «пользе» своей колдовской деятельности и призывает не доверять голосу Православной Церкви. И вот, когда по телевидению показывают человека, заявляющего, что он потомственный колдун, и этот колдун начинает учить нас жить, у людей нецерковных выбивается почва из-под ног. Они теряют ориентир жизнепонимания: перестают различать что такое хорошо и что такое плохо. Для уловления большего числа доверчивых «пациентов» колдун именуется «народным целителем», экстрасенсорика – «нетрадиционной медициной», ведьма, которой в старину пугали детей, предстает в рекламном образе какой-нибудь доброй «бабушки Лены, Каролины Далмы, провидицы Юлии». Часто «целители» имеют весьма церковный вид, у них имеются в арсенале иконы, кресты, своих клиентов они нередко посылают за свечками в храм, к исповеди, причастию. Зачем? С одной стороны, создается иллюзия сотрудничества колдуна и Церкви, с другой – внушается мысль о том, что он во власти добрых, светлых сил, а с третьей – достигается, собственно, тайная цель: попрание и осквернение святыни. Маскируясь, многие колдуны уверяют, что есть, мол, черная магия, а я – маг белый. В рекламе приводятся письма людей, которым помог этот новоявленный «целитель». Но если мы не слыхали о его праведной жизни, у него нет благословения Церкви (к которой, кстати он не имеет никакого отношения), то с помощью какой силы он «помогает» людям? Правильно – с помощью нечистых духов. На самом деле магия одна – дьявольская – и никаких цветов в этой области нет. Страшное явление служения диаволу ставится в разряд обыденных. Людей подталкивают к использованию зла для достижения личного блага. Как рассуждает человек нецерковный? Он говорит себе: «Главное для меня – это мое здоровье (или преданность любимого человека, или материальное благополучие). Не все ли равно, какими средствами я достигну своей цели, то есть верну здоровье (мужа в семью, благосостояние)? Колдунья обещает реальную помощь – пойду к колдунье!» Поэтому неудивительно, что сейчас в таком масштабе происходят всякие сглазы, порчи, привороты и, как следствие, депрессии, душевные расстройства. Очень широко используется понятие «сделали». То есть наколдовали с целью причинить вред. Говорят: «Мне сделали. Поэтому я болею». Или: «Я знаю, мне сделали на смерть». И часто бывает, что те, которым, по их мнению «сделали», и сами не прочь «сделать» своим обидчикам. За помощью обращаются к колдуну, не понимая, что всякий «заговор», какая бы цель им ни преследовалась, всякое использование демонических сил и чародейских возможностей другого человека принесет смертельный вред их душе. Чувствуя себя плохо физически, переживая постоянные неудачи, неурядицы в семье, человек обращается к ворожее или знахарке. Последняя, гадая на картах, деньгах или воде указывает «причину» его болезни, объявляя ее «виновника». Такая ворожба может быть правдой (диавол открывает знахарям только такие дела человеческие, через которые можно посеять в людях вражду и нарушить мир), но чаще всего является бесовской клеветой. И вот, вместо того, чтобы задуматься о своих грехах (именно за них Господь посылает нам скорби и болезни), человек начинает ненавидеть своего ближнего (часто ни о чем не подозревающего). Этому очень радуется диавол, ведь его цель (посеять вражду, возбудить ненависть) достигнута! Итогом снятия порчи бывают ситуации, когда после незначительного улучшения состояния здоровья наступало сильное ухудшение недуга, появлялись новые болезни, и физические, и, что страшнее всего, душевные. Ужасен и жалок вид жертв подобного «лечения», их жизнь невыносима: зрительные и слуховые галлюцинации, страхи т. п. Причина проста: человек поверил колдунам и их силе, а через веру, как известно, мы отдаем свою волю тому, кому доверяем.
Кто, как правило, подвергается диавольскому влиянию? Часто – люди крещеные, но нецерковные. Во-первых, это все те, кто считает себя «верующими в душе». Некоторые из них на этом основании не видят необходимости в посещении церкви. Гораздо больше таких, которые полагают, что, время от времени заходя в храм Божий, поставив свечу и немного помолившись у иконы о своих земных проблемах, они «ходят в церковь». Но фактически их жизнь оторвана от Церкви. Далее – люди, уже в зрелом возрасте пришедшие к христианству. Уходя от атеизма, они прошли через увлечение восточной мистикой, оккультизмом или сектантством. Их духовная полуграмотность бывает страшнее полной безграмотности людей, описанных выше. У них в начале обращения открываются всевозможные «дарования», «озарения», «видения» Христа, Божией Матери или Ангелов. С каждым новым видением возрастает чувство собственной значимости… Их контакты с духовным миром – это контакты не с Богом, а с демонами. А еще – это некоторые постоянные прихожане наших храмов! Они часто посещают храм, все знают, умеют, соблюдают, но… не стремятся обрести в церкви Дух Христов, потому, что боятся затронуть глубины своей души, т. е. исполняют все внешние правила, но не исполняют внутренних. В особых случаях, для вразумления и исправления людей Бог попускает бесам вселяться не только в неверующих или нецерковных людей, но и в верующих.
Обращаться к волшебникам – великий грех. В Ветхом завете сказано: «Не ворожите и не гадайте.., не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите… И если душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 19:26, 19:31, 20:6). За нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь. В Номоканоне (своде церковных правил) говорится о том, что те, кто обращается к волшебникам (колдунам), чтобы узнать у них то, что они захотят им открыть, отлучаются от св. Причастия на шесть лет (по 1-му правилу Трулльского собора и по 80-му Василия Великого).
Слова «сглаз» и «порча» не найти в богословских словарях и энциклопедиях. Эти слова пришли не из церковного языка, а из язычества, из фольклора. Из мира сплетен и преданий, перешептываний и сказок они сейчас, во время повального интереса к магии, проникают в мир книг. Поскольку же мы ничего не узнаем о «порче» из книг по богословию и истории церковной мысли, то надо обратиться к историкам, изучавшим народные верования. Николай Костомаров так пишет об этом народном убеждении: «Под именем «порчи» в обширном смысле разумелось вообще нанесение вреда человеческому здоровью от злоумышления или зложелательства, при участии нечистой силы; но в тесном смысле сюда относились по преимуществу те нервные болезни, которые внезапностью и исключительным ужасом припадков потрясают воображение, настроенное к таинственным толкованиям…». Народные представления действительно в центр религиозной жизни ставят борьбу «белой» и «черной» магий. А церковное богословие поступает совершенно недемократично и к голосу народа в этом вопросе все же не прислушивается. Почему? Дело в том, что если принять эту народную веру всерьез, то придется приписать колдунам немалую силу. И тогда в сердце поселится страх. Тогда надо будет опасаться колдунов и бояться «порчи». А это будет означать утрату Евангелия – благой, радостной вести о Спасителе.
Чародейство опасно не своим «колдовским» наполнением, а тем, что оно несет с собой обман и прельщение. Нигде в библейских текстах нет призывов бояться силы языческой магии. И даже на страницах Ветхого Завета мы не видим магической власти языческих жрецов над Израилем. Например, мы видим, что сатана испросил у Бога дозволения коснуться болезнью и горем Иова, но мы не видим, чтобы он это сделал через посредство языческого жреца или колдуна. В новозаветные же времена о всех «порчах», «насланных болезнях» и «наговоренных продуктах» апостол Павел ясно сказал любителям «бабьих басен»: «Идол в мире ничто» (1 Кор. 8,4). Участники сплетен про «порчу» должны сделать выбор: или для них вместе с апостолом Павлом идол есть ничто, или же для них сам апостол Павел есть ничто. Не стоит искать встречи с идолами. Нельзя соучаствовать в языческих молениях и церемониях. Но если язычник («колдун») что-то подложит нам в холодильник, в сумку или под порог от этого не может произойти никакого духовного вреда для нас.
Обратимся к свидетельству Предания Церкви – ни в догматических определениях Вселенских соборов, ни в изложениях веры и вероучительных книгах, ни даже в катехизисах и «Законах Божиих» – нигде в качестве части православного вероучения не упоминается вера в «порчу» и «сглаз». Несомненно, что падшие духи могут входить в души и жизнь людей, сознательно к ним обращающихся. Несомненно, что христианин (крещеный человек), обратившийся к оккультному миру за каким-либо чудом, рискует получить «обслуживание по полной программе» – вплоть до одержимости. Спорен вопрос о границах влияния падших духов на жизнь нехристиан, если последние прямо к ним не взывают. Неясен вопрос о том, может ли один язычник магическим путем воздействовать на жизнь и здоровье другого язычника. Но если предположить, что по просьбе неких язычников падшие духи смогут контролировать жизнь и здоровье христианина, то встает вопрос – от чего же нас защитил и спас Христос? И вот оказывается, что на частицу Его Тела, на церковную частицу (на человека-христианина) любая знахарка может наслать любую напасть… Утверждающие что такая власть у язычников есть, просто хулят Христа. Кроме того, вопрос здесь стоит и аскетически – К чему приковано наше зрение, что мы переживаем острее: могущество нашего врага или силу нашего Господа? Вера в «порчу» и боязнь ее есть именно привязанность взгляда ко злу. Но если в поле нашего зрения не Бог,— значит, мы сами находимся в состоянии отпадения от Бога. И значит, тем беззащитнее мы пред стихиями падшего мира. Следовательно, чем более человек интересуется «порчей» и «сглазами», чем больше боится их – тем и в самом деле он дальше от Бога и тем доступнее он для предметов своего страха. Поэтому не колдунов надо искать, а Бога, не на «порчу» озираться, а Бога взыскивать.
В творениях святых учителей Церкви отсутствует тема «порчи» и противостояния ей. Христианин не должен обращаться к нецерковным религиозным практикам – об этом Отцы предупреждают постоянно. Но если предположить, что язычество само может вторгаться в жизнь того христианина, который и не помышлял взывать к духам, – то что же остается от той свободы, которую даровал нам Христос?
Святые Отцы Церкви учат нас не боятся демонов, колдунов и всяческих порч. Вслушаемся в наставления преподобного Антония Великого: «Где знамение крестное, там изнемогает чародейство, бездейственно волшебство». «Демоны все делают, говорят, шумят, притворствуют, производят мятежи и смятения к обольщению неопытных, стучат, безумно смеются, свистят; а если кто не обращает на них внимания, плачут и проливают уже слезы, как побежденные… Не должно нам и бояться демонов… потому что они бессильны и не могут ничего более сделать, как только угрожать… посему должно бояться только Бога, а демонов презирать и ни­мало не страшиться их». От тех же страхов избавлял свою паству и святитель Иоанн Златоуст: «Бесы без Его позволения не смеют даже прикасаться и к свиньям… Что бесы ненавидят нас более, нежели бессловесных животных, это всякому известно. Следовательно, если они не пощадили свиней, но в одно мгновение всех их низвергли в бездну, то тем более сделали бы это с обдержимыми ими людьми, которых они таскали и влачили по пустыням, если бы провидение Божие, и при самом жестоком мучении, не обуздывало и не удерживало дальнейшего их стремления». А ведь именно во времена древних Отцов язычество было гораздо более распространенным, чем сегодня. Настоящие языческие жрецы, а не самозваные «посвященные», только что вышедшие с тренингов по парапсихологии, жили на окраинах городов и в деревнях. Да и среди христиан было множество людей, которые принесли с собою в Церковь и опыт жизни в язычестве, и языческие предрассудки. И в те времена люди бывали и маловерны, и двоеверны, и малодушны… Но что-то не слышно было в те века церковной проповеди на тему: «Бойтесь языческих жрецов и колдунов!»
Вот и современным христианам необходимо понять, что человеку, живущему в согласии с Богом и исполняющему Его заповеди, не страшно никакое колдовство. Что же делать, если произошло самое страшное – бес вселился в человека? Важно, чтобы человек понял, что его «заболевание» требует от него самостоятельного волевого усилия – признать болезнь и начать лечение. Как для телесных болезней есть свои врачи-специалисты, так и для духовной болезни – духовные врачи, православные священнослужители. Священник будет руководить процессом излечения, а болящий – исполнять все его предписания, основанные на многовековом опыте Христовой Церкви. Болящий должен покаяться и изменить свою жизнь. Главное оружие христианина – это Крест Христов, в частности – нательный крест, который никогда не снимается, и крестное знамение, творимое осознанно, правильно и точно. Сильное оружие на диавола – это пост (соблюдаемый сознательно и добровольно), молитва, причащение Св. Христовых Таин. Очень важно и внутреннее устроение христианина – не осуждать других, а видеть свои грехи. Большое значение имеет искоренение невежества: зачастую люди, считающие себя православными, не знают основных догматов Православия.
Преподобный Макарий Оптинский говорит: «Кто много думает о колдовстве, тот и вправду от своей думы при попущении Божьем беду может получить. Поверит человек, что на него колдун болезнь наслал, начнет беспокоиться и – заболеет. Для истинного христианина не страшны наговоры и порчи, потому что не дано от Бога власти колдунам и ворожеям. Нужно во всем предаваться в волю Божию, без повеления Коего бесы не смели и в свиней внити, а не бояться колдунов».
Защита от чародеев и их хозяина, диавола – только в Церкви.