МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ХАРЬКОВА ПРАВОСЛАВНОГО. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПОДВОРЬЯ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТРЫРЯ В ХАРЬКОВЕ

thumbnail of 2009-02
ПВ № 2(11) 02-2009.pdf Максим Алешин

Серафимо-Дивеевский мона-стырь. Нет такого русского право-славного человека, который бы не знал про эту обитель, учрежден-ную Самой Царицей Небесной как Ее четвертый удел на земле и ее покровителя преподобного отца нашего Серафима Саровскаго чу-дотворца. Но немногим известно, что до революции у этой обители было 7 подворий: большое подво-рье в Петергофе, небольшое в Пе-тербурге, обширное в Москве, два подворья в Нижнем Новгороде, в Арзамасе и Харькове.
Мне бы хотелось рассказать об одном из них, о котором до сих пор почти ничего никому неизвестно кроме того, что оно находилось в Харькове.

Игумения Александра со своей келейницей (слева от нее) и сестры подворья Серафимо-Дивеевского монастыря в Харькове
Игумения Александра со своей келейницей (слева от нее) и сестры подворья Серафимо-Дивеевского монастыря в Харькове

Островерхова Елизавета Тимофеевна — благотворительница Дивеевской обители
Харьковское подворье Дивеевского монастыря, что мы знаем о нем и о его сестрах? О его первых и единственных насельницах, их быте, внутренней и внешней жизни известно лишь то, что незадолго до революции, жительница Харькова Островерхова Елизавета Тимофеевна имея желание оставить по себе милостыню, подарила Дивеевской обители под подворье небольшой одноэтажный частный дом, который находился в городе Харькове в районе Ивановки на улице Малопанасовской 30, недалеко от железнодорожного вокзала. Таким образом, было основано первое и единственное подворье, которое находилось на юге Российской империи. Вследствие появления подворья те православные христиане, что про-живали в этих краях, имели теперь возможность делать пожертвования в монастырь.
Игумения монастыря Александра (Траковская) первоначально прислала на новое подворье семерых сестер из Серафимо-Дивеевского монастыря, точно нам известны имена шестерых из них, монахинь: Мариамны, Серафимы, Рафаилы, Анны и инокинь Марии и Анны. В доме имелось все необходимое для их проживания, молиться они ходили в Благовещенский собор и Озерянскую церковь на Холодной горе. В дальнейшем предполагалось, что когда сестры обживутся на новом месте, то к ним еще на помощь приедут другие инокини. Игумения Александра приезжала на подворье, чтобы проведать своих сестер.

Островерхова Елизавета Тимофеевна — благотворительница Дивеевской обители
Островерхова Елизавета Тимофеевна — благотворительница Дивеевской обители

Но в 1917 году свершился октябрьский переворот и принес с собой перемены. В 1918 году Харьков стал сто-лицей советской Украины, здесь до 1933 года находилось большевистское правительство республики. Вследствие этого в городе начались сильные гонения на верующих. Уже в 1922 году по просьбе обновленцев, которые за-хватили все храмы в городе кроме одного, был закрыт единственный находящийся в городе мужской Свято-Покровский монастырь, вскоре та же участь постигла все 11 монастырей епархии. После революции сестры не прерывали своего послушания, они также собирали пожертвования, поминания и отправляли в обитель. Во время захвата обновленцами церковной власти они остались в подчинении патриарху Тихону. Им неоднократно предлагали вернуться назад в монастырь, но они отвечали, что их благословила на это послушание матушка игумения, и они без ее разрешения не могут что-либо предпринимать по самочинию.
После выхода Декларации митрополита Сергия (Страгородского) сестры подворья остались едины с Дивеевской обителью и примкнули к «не поминающим». При советской власти молодые сестры устроились на работу, так инокиня Анна работала в больнице, но до конца они считали себя на послушании, и все, что было у них в излишке от своих трудов и милостыни, они передавали в Дивеево в распоряжение тайной игумений. Еще в 1950-х -60-х годах они ездили туда, и помогали сестрам, которые тайно проживали в Дивеево и окрестностях.image004
В их доме в одной из комнат был сделан домовой храм. На молитву матушки всегда полностью одевались в монашеское одеяние, сами пекли просфоры, пели на службе. Одна из сестер была больна и постоянно лежала на русской печи, а остальные за ней ухаживали.
Так и проживали они в молитве и труде, до конца оставаясь верными своей обители. Последние из сестер инокини Мария и Анна, когда им батюшка предложил принять монашеский постриг, по своему смирению отказались, сказав ему, что они пришли сюда инокинями и инокинями умрут, а принять постриг без разрешения игумений не смеют.

Место, где находилось подворье. Фото 2000 г.
Место, где находилось подворье. Фото 2000 г.

Хоронили матушек в монашеском облачении, сестры похоронены все в одном ме-сте, из-за давности лет на крестах стерлись даты смерти, и теперь нам известно лишь, что монахиня Анна умерла 15.7.1951 года, инокиня Мария — 12.2.1974 года, инокиня Анна — 16.11.1976 года.
После смерти матушек, дом некоторое время стоял пустой, а потом был снесен вместе со всеми домами, находившимися на этой улице при расширении дороги и строительстве завода.
Ссылки
Архив составителя, по воспоминаниям инокини Алипии.
Серафимо-Дивеевские предания. Москва. 2001 год
Фото — Игумения монастыря Александра (Траковская) до 1918 года (?).
Максим Алёшин,
г. Лозовая