Как отметить Новый год

thumbnail of 2009-12
ПВ № 12(21) 12-2009.pdf иерей Константин Селезнев

Преддверие Нового года приносит с собой множество вопросов и сложностей. С одной стороны, все мы привыкли тепло и радостно отмечать Новый год с раннего детства. Но ведь празднование нового года — это то время, когда еще вовсю идёт Рождественский пост, когда уже наступают дни строгого поста перед главным праздником этого времени — Рождеством Христовым.
Новый год — это время безудержного веселья, однако именно в новогоднюю ночь больше, чем в любой другой праздник погибает людей: замерзают на улицах, попадают в аварии, погибают у и себя дома… Даже самое мирное семейное празднование сопровождается, как правило, включенным телевизором с непристойными программами. Для многих из нас, православных христиан, встреча нового года — это определенное искушение или компромисс. Особенно это верно для тех семей, не все члены которых верующие. Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.


Что же за праздник такой — Новый год. Праздник это гражданский, мирской, и относиться к нему необходимо как к мирскому. Когда то гражданское новолетие праздновали 1 сентября и оно совпадало с новолетием церковным. До сих пор мы именно в этот день начинаем богослужебный круг и входим в наши праздники. Однако при Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января, как в Европе, но и тогда в праздновании Нового года общество не знало никаких современных проблем, новолетие не заслоняло собой праздник Рождества Христова. В 1918 году большевистская власть ввела григорианский календарь – так называемый новый стиль и после этого новолетие пришлось на период рождественского поста… Любая дата – это число совершенно условное, можно было-бы выбрать наугад любой день и начинать отсчёт Нового года именно с него.
Смена календаря на Западе, как мы знаем, произошла в XVI веке. И это совпало со временем, когда человеческое общество стало жить не так, как оно жило до этого. Вместо того чтобы устремляться своими стремлениями в вечность, что естественно человеку по самой его природе, люди устремились в загадочное будущее. Они стали жить не теми задачами, которые ставит сегодняшний день, а теми, которые ставит день завтрашний. И сегодня люди ради будущего жертвуют настоящим, теряя и будущее, и настоящее, и небесное, и земное; теряя и вечность, и время. И ради какого-то будущего сегодня происходят процессы объединения, стирания границ – не только политических и экономических, но и стирание неповторимых национальных и просто человеческих черт, принадлежащих каждому единственному и неповторимому человеку. Объединение это закончится, как мы знаем, воцарением «человека беззакония», утверждающего как будто бы торжество времени и всех достижений, какие могут быть во времени, но – с полной утратой благодатной вечности.
Когда Бог вступил во время, когда Он освятил это время, и все время освятилось Его присутствием. Если бы наше общество жило согласно той тайне, которую принес Христос, тогда имело бы смысл праздновать гражданское новолетие по церковному календарю – 14 января. Но происходит все больший отход от Христа человечества, которое живет сейчас само по себе, своим измерением, своим хотением. А расцерковление, развиваясь, приводит к расчеловечиванию общества. Но тем не менее в этом обществе мы живем. И разность дат напоминает нам реальность того, где мы находимся.
Жизнь христианина проходит в двух измерениях – во времени и в вечности. И очень часто люди живут по принципу: как «убить» время, потому что время вносит в их жизнь только пустоту и скуку. Нам надо задуматься, хотя бы в новый год о тайне времени. Эта тайна заключается в том, что время, в котором хочет жить и живёт современное человечество без Христа, лишено связи с вечностью – дни без Бога соответственно лишены благословения Божия. Всё это происходит с людьми не знающими Бога в своей жизни, даже с теми, кто участвует в церковных праздниках только внешне и с теми, кто прикоснулся когда-то благодатной жизни в Боге, но она не заполнила всё их существование, не вытеснила тот обман и ту смерть, которые есть в каждом человеке.
Падение человека произошло оттого, что человек в отчаянии искал ложного счастья и ложной радости, не зная причины скуки, которая его наполняет, но ясно сознавая, что никакая земная забота, никакой труд, никакой внешний блеск жизни, никакие успехи не могут заполнить пустоту, которая в нём присутствует. И до сих пор человек очень плохо понимает, что он так значителен, что может быть наполненным только Самим Богом и тою жизнью, которую дает ему Господь. Вот и сейчас, и в новый год человек без Бога пытается заполнить эту пустоту бездумным времяпрепровождением, алкоголем, табаком, наркотиками или любым другим грехом. И чем больше человек заполняет эту пустоту времени грехом, тем страшнее она разверзается, так что человек может дойти даже до состояния безумия. Когда последняя нить, связывающая время с вечностью, прерывается, человек может прийти в состояние беспросветного отчаяния.
Человеку по его природе свойственно всегда участвовать в празднике, чтобы его жизнь была праздничной и радостной. Человек задыхается в трехмерном пространстве, ему невыносима эта «утомительная повторность» земного бытия, о которой говорит Священное Писание. Человеком овладевает такая скука, от которой он сходит с ума. Он должен чем-то заполнить пустоту, которая в нем образуется, ибо он создан для жизни вечной. Что делает человек, на какие подмены решается!
Например, возьмём воскресный день. Для христианина воскресенье – это день, когда нашим Господом была совершена победа над смертью и тлением, которые царствовали в человеческом времени и день нашего приобщение к нетленной радостной вечности. Для большинства людей, живущих только во времени, это, как говорят, «выходной» – всего лишь день отдыха от работы, мёртвое время. Но природа человека остается неизменной. В памяти этих людей живет какое-то воспоминание о счастье, и они чувствуют себя как бы морально обязанными веселиться и быть счастливыми. Но веселье, которое находит такой человек, может оказаться опасным. Стараясь чем-то восполнить отсутствие радости в своей жизни, человек находит её в грехе, всё больше погружается в ложные сладости, и чем больше он в них погружается, тем большую скуку испытывает. Эта скука возникает от того, что без Бога люди не могут ни в чем найти радость жизни и понять смысл скорбей, которые им посылаются. Вот почему так умножается сейчас грех, почему человеку так неуютно во времени.
В день гражданского Нового года Церковь празднует память святого мученика Вонифатия и мученицы Аглаиды. Этим святым молятся об избавлении от винопития и блудной страсти, потому что сами они долгое время страдали этими пороками. Но Господь открыл им, что есть сокровище жизни и высшая радость для человека, и они сделались способными отдать себя и всю свою жизнь ради Христа, ради жизни вечной. Только это может поставить предел всякому обессмысливанию нашего существования. Но пока не будет у нас устремленности к вечности, мы обречены жить в мертвом времени.
Дай Бог, чтобы мы, осознавая, что приближаемся к смерти, не цепенели от страха, как люди, не знающие Христа, а наполнялись радостью от того, что мы приближаемся ко встрече с нашим Господом. Чтобы слова «С Новым годом! С новым счастьем!» звучали для нас неложно. Потому что они означают новизну той вечной нетленной, нестареющей жизни, которую дает нам Господь во времени и открывает ее во всей полноте в вечности.
Мы не знаем, что принесет нам наступающий год, может нас ждут скорби, трудности и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Господь дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас:болезнями, войнами, катастрофами. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.
Как же нам отметить Новый год? Новый год – это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Новый год нужно встречать по-православному, с молитвой. Мы должны молиться о том, чтобы новый год был счастливым, радостным. В новогоднюю ночь вовсе не обязательно напиваться, плясать до упаду или предаваться еще более постыдным занятиям. Что плохого в том, чтобы встретить новый год в кругу семьи или друзей за столом без мясных блюд, но с бокалом шампанского? И при этом возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. Во всяком случае, это куда лучше, чем изображать из себя «супер-православного» фарисея и отделяться от «этих грешников».
«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», — пишет апостол Павел (1 Кор 8:8). А вот отдаление от ближних по мнимой праведности может отдалить нас и от Бога. Любовь к ближнему превыше всякого личного подвига. Апостол зовет нас к простоте в плане отношения к пище: «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).
Не призываю всех встречать новый год непременно за праздничным столом. В нашем Покровском монастыре в новогоднюю ночь пройдёт Всенощное бдение, литургия и новогодний молебен на который всех вас и приглашаю. Но и тем христианам, кто в новогоднюю ночь соберется за праздничным столом, не надо думать, что они идут на компромисс с совестью. Кто желает праздновать — будем праздновать, но так, как подобает христианам. Возблагодарим Бога, давшего нам прожить еще один год, и поднимем бокалы, желая друг другу в новом году счастья, радости, любви, а самое главное — сохранить верность Господу, «призвавшему нас из тьмы в чудный Свой свет». Пусть этот Новый год приблизит нас к Богу!