Качество человека. Верующий

ПВ № 01(10) 01-2009.pdf

ПВ № 02(11) 02-2009.pdf Рубрику ведет Сергей Смоляков

Чтобы служебная деятельность наша сначала и до конца была благоуспешна, мы заранее должны запасаться опытом жизни, или познания о людях, их достоинствах и недостатках,
о различных осложнениях и превратностях жизни человеческой.
Архиепископ Харьковский и Ахтырский
Амвросий (Ключарев), 17 января 1883 года

По определению это свойство, достоинство, степень ценности одушевленного или не одушевленного предмета. Как же это свойство определить для человека? Если рас­смотреть человека, как существо, населяющее Землю, то это Homo sapiens — человек разумный. Если в пределах государства — то это гражданин той или иной национальности — грек, француз, русский и т.п. Если по месту проживания, то горожанин или житель сельской местности…
А если рассмотреть повседневную жизнь человека? И так, человек проснулся и вышел из дому на улицу — это пе­шеход, сел в транспорт (по дороге на работу) стал пассажи­ром, пришел на работу приобрел качество служащего или работника, вышел в магазин за продуктами — стал покупате­лем, пришел в Храм на Службу — стал прихожанином.


Получается человека можно сравнить с сосудом. В за­висимости от содержимого сосуда, имеет название и сам со­суд. Например, полая трубка, по которой движется кровь, носит название кровеносный сосуд, если по труоке движет­ся воздух тогда это трахея. Сосуд можно заполнить водой
— получим водопровод, а можно заполнить нефтью — тог­да нефтепровод. Но на самом то деле сосуд человеческий
— тело имеет заполнение — душу. Это заполнение нельзя уви­деть как воду или нефть, но его можно качественно оценить, если за критерии оценки принять поступки (дела) человека. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» Мф. 7. 17, 18. Так кто же ты человек?
Так кто же человеку дает но­вое качество, например, пассажир? Видимое тело или не видимая душа? Как ни странно — душа. Тело видимая оболочка души. Тело тре­бует пищи, которую люди обычно называют пищей вещественной, а душа имеет свою пищу духовную -слово. Из слов складываются пред­ложения. Из предложений состоят тексты, дающие человеку те или иные знания. Какими знаниями на­полняется душа человека таким и будет его качество.
Пассажир это тот же человек только, обладающий словесными знаниями о транспорте и прави­лах (проезда) пользования им. И все, уже пассажир!? Наверняка еще нет.
Действительно нам бывает и смешно, и непонятно, и странно видеть человека впервые входящего в метро на эскалатор. Он и озирается по сторонам, и боится сделать шаг на движущуюся ленту, а если и сделал, то начинает падать назад или вперед… В общем, бывалые окружающие — пас­сажиры — хмыкают и думают: «Откуда такой раритет взял­ся? Все проще пареной репы». Дай то Бог, если найдутся добрые люди — пассажиры «со стажем», которые поддержат вновь испеченного новичка, пробующего себя в качестве пассажира, и не отобьют ему охоту воспользоваться этим видом транспорта еще. Первый раз все и очень страшно, и непонятно, и очень волнительно. Но это уже первый опыт, первая попытка реализовать словесные знания, чтобы стать пассажиром метрополитена. Вот только применив знания на практике, человек и приобретает новое качество — пассажир. Ибо слово без дела мертво.
Можно иметь знания о существовании транспорта, при этом продолжать ходить пешком, так никогда и не став пас­сажиром.
Можно всю жизнь знать о существовании Бога, но при этом так и не стать верующим человеком.
И вот в жизни у человека случилось событие… Он пришел в храм Божий — Церковь. Не будем акцентировать внимания на причине. Будем помнить, что ничего не про­исходит, без Божией воли, случайно, само по себе. Но раз все-таки человек сюда попал, то значит Богу это надо, т.к. он заботится о спасении души человека. Но догадывается ли об этом человек, впервые переступивший порог церкви? Поскольку знаний о церкви нет, то человек является экскур­сантом, т.е. собирателем внешних видимых знаний — рас­сматривает иконы, интересуется архитектурой и т.п. Если дело дальше не пойдет — не появится желания узнать боль­ше, то он так и останется экскурсантом. Не более.
Но для того чтобы стать прихожанином нужны словес­ные знания — о Боге, о разговоре с Ним — молитве, о церков­ном устройстве, о правилах поведения, о службах и порядке их отправления и т.п. Нужны добрые воцерковленные люди-прихожане, которые поделятся этими знаниями и с терпением отнесутся к «вопиющему не церковному» поведению интере­сующегося. Интересоваться можно спокойно (пассивно) — наблюдая за поведением окружающих, за ба­тюшкой, за служащими, а можно беспокойно (активно) — задавать вопросы, ходить по храму, растал­кивая окружающих. Но это и есть первый церковный опыт. Это и есть попытка стать прихожанином. Это и есть тот росток-желание, который делает из человека-экскурсанта, человека-прихожанина. При этом окружающие его прихожане долж­ны уметь разглядеть в человеке, пришедшем в храм этот росток-желание, дать ему возможность приобрести опытные (практиче­ские) знания, памятуя о том, что человек без воли Божией не может зайти в храм (вспомните случай, произошедший с Марией Египетской, в Иерусалиме на празднике Честного Воздвижения Креста).
Потом будут вопросы о молитве, о вере, о любви… По­том будет создаваться верующий православный человек. Потом. Если росток-желание выживет.
А что у нас зачастую происходит?
Пришел человек в храм, ведет себя странно, вертится, крутится, беспокоит окружающих… Ну находится какой ни будь прихожанин или служитель и делает ему строгий вы­говор мол здесь не разговаривают, здесь молятся и т.п. Это равносильно как человеку, желающему стать пассажиром метро, сказать, указывая на вход в метро — это транспорт на нем ездят. Но он то никогда не ездил, да и транспорта что-то не видно, только вход… под землю. Страшновато. А что там ожидает? А человек, пришедший впервые в храм — ни­когда не молился. А тут еще и люди вокруг суровые. Вот и думает человек: «Помогут ли? Поймут ли? Будут ли учить? Или со стыдом выгонят, я ж не так себя веду…». Поэтому воцерковленным нужно помнить заповедь Христову: «тяго­ты друг друга носите» и терпеливо относится к поведению «случайно» зашедших в церковь. Иначе «случайно» зашед­шие люди никогда не приобретут опыт. А значит, никогда не станут прихожанами, даже если имеют первоначальные зна­ния. Так как опыт дело решающее, приносящее плод: «Итак по плодам их узнаете их» (Мф.7. 20.)
Ну а если росток желание быть верующим выжил. Что же дальше?
Ведь мы же теперь знаем, что человек приобретает ка­чество, только благодаря словесным знаниям, практически прилагая их к различным областям жизни.
Веровать в Бога — значит быть твердо уверенным в Его существовании и попечении о нас. Но только веровать не­достаточно: следует утверждать свою веру жизнью по запо­ведям Божиим и добрыми делами.
Мы, христиане, веруем в Единого Бога — в отличие от языческих религий, которые, как правило, исповедуют мно­гобожие. Само существование Бога и Его существенные свойства недоступны для нашего ограниченного понима­ния: мы можем познавать Бога лишь через Его Откровение, данное нам в Священном Писании. Церковь учит, что Бог есть Дух — вечный, всеблагой, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный и всеблаженный.
В истине бытия Божия убеждает нас и удивительная це­лесообразность, стройность и гармоничность творения Бо­жия — окружающего нас материального мира.
Бог един по Своему существу, но троичен в Лицах: мы исповедуем веру в Единосущную и Нераздельную Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Соотношение единства Божия и Его Троичности есть тайна, недоступная пониманию человека. В то же время отцы Церкви для пояс­нения этой тайны иногда прибегают к аналогиям из матери­альной жизни: к примеру — единство огня, порождаемого им света и исходящего от него тепла, или — солнце, в котором мы различаем круг, сияние и теплоту.
Отличия Лиц Святой Троицы выражаются, так назы­ваемыми, ипостасными свойствами: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Бог Сын предвечно (то есть прежде всякого времени) рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца. Но все Лица Пре­святой Троицы имеют равное Божественное достоинство.
Мы именуем Бога Вседержителем, потому что Он всё содержит в Своей силе и власти. Бог называется нами Твор­цом, потому что весь мир сотворен Им. История сотворе­ния мира излагается в начале Книги Бытия — первой книги Священного Писания, или Библии. В самом начале, прежде появления материального мира, Бог сотворил мир духовный (часто именуемый Небом). К миру духовному принадлежат ангелы — бестелесные духовные существа, обладающие раз­умом и волей и служащие вестниками и исполнителями воли Божией. По учению Церкви, ангельский мир делится на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господ­ства, силы, власти, начальства, архангелы и ангелы. Однако часть ангелов отпала от Бога; их глава — верховный ангел — возгордился и пожелал уподобиться Самому Богу- Эти быв­шие ангелы, ставшие врагами Божиими и всячески стараю­щиеся принести нам вред, привести к гибели человеческой души, именуются демонами или бесами, а их глава — диаволом, сатаной.
После сотворения духовного мира Бог сотворил мир материальный — тот, который нас окружает. Сотворение, как повествует Библия, совершилось не мгновенно, а в протя­жении шести дней — определенных периодов времени. Нет никакого основания считать, что эти периоды по продолжи­тельности соответствовали нашим дням или суткам — само Священное Писание утверждает: «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 2,8). Об этом же говорит и значение древнееврейского слова «иом», упо­требляемого в оригинальном тексте Книги Бытия.
В шестой день — последний день творения — Богом был сотворен человек. Сотворение человека совершено было по образу и подобию Божию: в отличие от всех других живых существ, человек имеет бессмертную душу-разум, волю и чувства: он способен мыслить и имеет свободу выбора меж­ду добром и злом.
Первых людей, Адама и Еву, Бог поселил в прекрасном саду, именуемом раем, дав им заповедь послушания -питать­ся плодами всех райских деревьев, кроме одного — дерева познания добра и зла. Однако, искушенные диаволом, Адам и Ева вкусили запретного плода, и их непослушанием в мир, до этого гармоничный и совершенный, вошел грех. Послед­ствия греха изменили весь миропорядок бытия; гармония мира нарушилась, а изгнанные из рая Адам и Ева узнали нужду и голод, болезни и смерть. Но Милостивый Господь не оставил Свое творение: Он дал первым людям обетование (обещание), что со временем на земле от Девы чудесным об­разом родится Спаситель мира. Который очистит людей от греха и тем самым спасет их от вечной смерти.
Это обетование исполнилось с пришествием в мир Го­спода Иисуса Христа — Истинного Бога и Истинного Челове­ка, воплотившегося Бога Сына — второго Лица Святой Трои­цы. Его страдания и смерть на Кресте избавили весь чело­веческий род от порабощения диаволу, от греха, проклятия и смерти; человек получил возможность после праведной земной жизни входить в Царство Небесное и пребывать там в вечном блаженном общении с Богом.
Какие же заповеди блаженства (духовного совершен­ства) оставил нам Бог?
Во времена Ветхого Завета (то есть до пришествия в мир Иисуса Христа) нравственный закон верующего человека форму­лировался десятью заповедями, данными Самим Богом святому пророку Моисею на горе Синай (Исх. 20, 2-17). Несмотря на то, что от этого времени нас отделяют тысячелетия, значимость де­сяти заповедей велика и поныне: они готовят человека к осозна­нию высшего закона Божественной любви, к христианскому со­вершенствованию. Не случайно святой апостол Павел именовал ветхозаветный закон «детоводителем ко Христу» (Гал. 3,24), под­черкивая его значение как путеводителя еще наивных, как дети, в нравственных вопросах людей к христианскому учению веры и нравственности.
Приводим ниже текст десяти заповедей на русском языке с небольшими комментариями.
1. Я Господь Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лнцем Моим.
Этой заповедью Господь Бог указывает на Самого Себя чело­веку и, следовательно, повелевает познавать Его и почитать, как о том открыто в Священном Писании; никому другому, кроме Его Единого, не поклоняться и не служить как Богу.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Этой заповедью осуждаются идолопоклонники, то есть по­клоняющиеся какому бы то ни было материальному предмету символизирующего Истинного Бога. Кроме грубого идолопо­клонства есть еще более тонкие грехи против второй запове­ди — пристрастие к чему-либо на уровне идолослужения (гор­дость, чревоугодие, жадность, сребролюбие).
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
Эта заповедь запрещает нам употреблять имя Божие напрас­но — без нужды, в пустых и суетных разговорах, а тем более — упо­треблять его в подтверждение какой-либо лжи.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суб­бота Господу, Богу твоему.
Эта заповедь повелевает нам почитать церковные праздни­ки. В новозаветное время место ветхозаветной субботы занял воскресный день. В этот день и в другие праздничные дни нам следует посещать богослужения, уделять время душеполезным делам или чтению и по возможности не рассеиваться на суетные повседневные дела. Против этой заповеди грешат те, кто по ле­ности или по другим неуважительным причинам не посещают храм или посещают его без благоговения, не говоря уже о тех, кто в дни церковных праздников вместо Богоугождения предается необузданным развлечениям.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
Эта заповедь учит нас искренно и нелицемерно любить и по­читать своих родителей, повиноваться им, питать и покоить их во время болезни и старости. Под именованием родителей следу­ет также понимать всех, кто в разном отношении бывает для нас вместо них: пастырей и учителей духовных, старших по возрасту, благодетелей, начальников в различных отношениях.
6. Не убивай.
Этой заповедью запрещается убийство или отнятие жизни у себя (самоубийство) или у ближнего (убийство) каким бы то ни было образом. Кроме телесного убийства, есть убийство духов­ное; род духовного убийства есть соблазн, когда кто-либо совра­щает ближнего в неверие или вовлекает в беззаконие и тем самым подвергает его душу смерти духовной. Этой заповедью запреща­ется наносить вред жизни ближнего, тем самым повелевается, на­сколько возможно беречь его жизнь и благосостояние! Некоторые женщины, в последнее время, отказываются беречь жизнь ближ­него, совершают аборты. Грешат против этой заповеди те, кто, предавшись страстям, расстраивают свое здоровье или содейству­ют убийству, каким бы то ни было образом: приказанием, советом, помощью, укрывательством. Поэтому мы должны делать следую­щее: помогать бедным, служить больным, утешать находящихся в печали, облегчать положение несчастных, быть милосердными, со всеми обходиться кротко и с любовью.
7. Не прелюбодействуй.
Этой заповедью запрещается всякое греховное угождение телу, любодеяние или преступную плотскую любовь между муж­чиной и женщиной. Этой же заповедью запрещает и все, что рас­полагает к этому греху, например: неумеренность в пище, пьян­ство, бесстыдные песни, чтение дурных книг, рассматривание не­пристойных картинок (видео картинок) и тому подобное. Чтобы не нарушать этой заповеди, живущим в супружестве нужно быть верным друг другу, а прочим — вести целомудренную жизнь. На­рушение этой заповеди приводит к горькому извращению земной жизни и мукам в жизни вечной.
8. Не кради.
Этой заповедью запрещается кража или присвоение каким-либо образом того, что принадлежит другим. Есть особые грехи, запрещаемые этой заповедью: грабительство, или отнятие чужой вещи явным насилием; воровство, или похищение чужой вещи тайно, присвоение чего-либо чужого хитростью или обманом; святотатство — присвоение того, что принадлежит Церкви; мздо­имство — взяточничество. Запрещением этих грехов приписыва­ются следующие добродетели: бескорыстие, честность, правосу­дие, милость к бедным.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Этой заповедью запрещается ложное свидетельство на ближ­него и всякая другая ложь. Под ложным свидетельством понимается ложное свидетельство на суде или кроме суда, когда на кого-либо клевещут или несправедливо порицают.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближ­него твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Впредыдущих заповедях запрещалось вредить ближним де­лом или словом, а десятая заповедь запрещает всякую нечистую мысль против чести и собственности ближнего. Зависть во всех видах есть главный грех против этой заповеди.
В Новом Завете общая суть этих заповедей и их высший со­вокупный смысл так изъясняется Господом Иисусом Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею ду-шею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наи­большая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя»(Мф. 22,37-39). Любовь к Богу и любовь к ближнему — основа христианской жизни и главное ее содер­жание.
Во времена Нового Завета (то есть после пришествия в мир Иисуса Христа) нравственный закон верующего человека форму­лируется девятью заповедями блаженства, приведенными в Еван­гелие о Матфея (Мф.5,3-12). Чтобы утвердить свою душу в стрем­лении ко спасению, к молитве нужно присоединять собственные труды для достижения блаженства — духовного совершенства. Руководит нас в этих трудах учение Господа Иисуса Христа о бла­женствах, выраженное в девяти заповедях (Мф.5,3-12). Приводим здесь текст заповедей блаженства на русском языке с небольшими комментариями.
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.Быть нищим духом — значит иметь духовное убеждение в том,
что все, что мы имеем, дарует Бог, и мы не можем сделать ниче­го доброго без Божией помощи и благодати; поэтому во всех об­стоятельствах жизни следует надеяться на милосердие и помощь Божию. Не достаточно знать свои грехи и недостатки нужно по­нимать, что избавиться от них можно только с помощью Божией. Нищета духовная именуется также смиренномудрием.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Плачущие — это те, кто сокрушается и плачет в раскаянии о грехах своих. Плачущие утешатся — то есть получат прощение грехов и успокоение совести.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.Кроткие — те люди, которые стараются никого не раздражать
и самим не раздражаться ни по какому поводу. Это — люди незло­бивые, терпеливые в отношении друг ко другу, не ропщущие на Бога. Кроткие наследуют землю — то есть Царство Небесное.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они на­сытятся.
Алчущие и жаждущие правды — те, которые, подобно пищи и пития для тела, желают спасения для души — оправдания че­рез веру в Иисуса Христа и дела по вере. Алчущие и жаждущие правды насытятся, то есть получат желаемое ими оправдание и спасение.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.Милостивые — те, кто оказывает милость и сострадание
ближнему, творят дела милосердия. Дела милости телесной: на­кормить голодного, напоить жаждущего, материально помочь бедному, посетить страждущего, больного, помочь его христи­анскому приготовлению к смерти, помочь странствующему, не имеющему пристанища… Дела милости духовной: наставлени­ем обратить грешника от ложного его пути, незнающего научить жизни по правилам истины и добра, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или молиться о нем Богу, утешить печального, не воздавать злом за зло, от всего сердца про­щать обиды. Господь обещает милостивым, что они помилованы будут — здесь подразумевается помилование на суде Божием от вечного осуждения, прощение соделанных грехов.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.Чистота сердца — не вполне то же самое, что чистосердечие.
Чистосердечие или искренность, согласно которой человек не по­казывает лицемерно доброго расположения к другому, не имея его в сердце, а доброе расположение сердца проявляет в добрых поступках, — есть только низшая степень чистоты сердца. Этой чистоты человек достигает лишь постоянным наблюдением за состоянием своей души, изгоняя из нее все греховные желания и всякое земное пристрастие, непрестанно сохраняя в сердце памя­тование о Боге с верой и любовью к Нему. Чистые сердцем узрят Бога — то есть будут удостоены высочайшей степени вечного бла­женства.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сына­ми Божиими.
Миротворцы — люди, живущие со всеми в мире и согласии, прощающие всем причиненные им обиды и старающиеся при возможности примирить других ссорящихся между собою, а при невозможности этого — молить Бога об их примирении. Миро­творцам обещается благодатное имя сынов Божиих, поскольку они своим подвигом подражают Единородному Сыну Божию -Господу Иисусу Христу, пришедшему на землю для примирения согрешившего человечества с правосудием Божиим.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Желающие блаженства должны быть готовы потерпеть гоне­ния за правду. Этой заповедью требуются следующие качества: правдолюбие, постоянство и твердость в добродетели, мужество и терпение. За терпеливое и безропотное перенесение гонений та­ким людям обещается Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и вся­чески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и весели­тесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Желающие блаженства должны быть готовы претерпеть вся­ческие поношения, бедствия и даже смерть за имя Христово. Под­виг согласно этой заповеди называется подвигом мученичества. Господь обещает за этот подвиг великую награду в Царстве Не­бесном — преимущественную и высокую степень блаженства.
Все вышеперечисленные заповеди содержатся в книгах Свя­щенного Писания Ветхого и Нового Заветов. Книги эти написа­ны святыми угодниками Божиими — пророками и апостолами, по внушению Духа Святаго; они Богодухновенны — т. е. являются ис­тинным Словом Божиим, сохраняя при этом личные особенности каждого из писателей. Поэтому Священное Писание — непрере­каемый авторитет и основа веры для каждого христианина.
Как же веруют в Бога православные христиане?
Что такое православная вера
Что значат эти слова: «православный христианин»? ■ А знать это нужно. Когда ты узнаешь, почему так называ­ешься, то узнаешь и то, чем ты отличаешься от нехристиан, да и от христиан неправославных, и тогда будешь твердо стоять за свою веру, и никто не в силах будет тебя сбить и совратить с истинного пути.
Сначала христиане не назывались именем православ­ных, а просто верующими. Именем же христиан впервые стали называться ученики Иисуса Христа в городе Антиохии, в Сирии, а отсюда имя христианин распространилось и в другие большие города Римской империи.
Ясно, что имя христианин происходит от слова «Хри­стос»: так называют Господа нашего, Сына Божия, Спаси­теля, а слово «Христос» значит помазанник. В древние вре­мена у евреев до Иисуса Христа помазывали святым елеем царей, первосвященников и пророков, почему их и называ­ли помазанниками.
Имя христианин относится только к тем людям, кото­рые веруют в Иисуса Христа как Бога и Спасителя. Но хри­стиане есть разные: например, лютеране, католики (немцы, французы) и другие, — но только они уже
неправославные.
А ты, читатель, православный христианин или нет? Да, без сомнения, потому что ты исповедуешь веру православ­ную. Православная вера, как показывает и самое слово, зна­чит вера правая, справедливая, то есть во всем согласная с учением Иисуса Христа и основанной Им Святой Церкви Его. Учение православной веры коротко изложено в Симво­ле веры, который должен знать и верно понимать каждый православный христианин. Читается он так: «Верую во единаго Бога Отца…» и т. д. — и для более ясного понимания делится на 12 членов, или частей. Мы вот тут часто вспоми­нали слово «вера». А что же такое вера? Для более ясного от­вета на этот вопрос постараемся разъяснить его на примере.
Каждый из нас был ребенком; припомните же, как тогда мы относились к словам своих родителей. Все, что они нам говорили, мы считали верным, справедливым, как будто ви­дели это своими глазами, и если бы кто стал нас уверять, что родители говорят нам неправду, мы, конечно, не поверили бы. Что же это значит? А то, что мы были уверены в том, что родители нам неправды не захотят говорить, и потому принимали за несомненную истину слова их, как будто бы мы все это видели собственными глазами. Теперь приложим то, что сейчас сказали, к Богу, и выйдет, что верить в Бога — значит иметь твердую, несомненную уверенность, что Бог у нас есть, как будто бы мы видели Его нашими глазами, хотя и не видим Его. Во многое даже на земле сущее, чего мы не видим, верим мы, что оно есть. Что совершается перед нашими глазами, то видим, а что было прежде нас, что есть в тех местах, где нас нет, то мы принимаем на веру, верим рассказу других людей, которые это видели.
Мы не видим Бога сами, зато видим Его дела, а они-то и удостоверяют нас, что Бог есть: так мы видим мир, со­творенный Богом, которым Он и теперь управляет, а потому верим, что Бог есть. Итак, вот что такое вера в Бога. Ее дал нам Сам Бог наш Иисус Христос через Своих апостолов и святых мужей. Эту веру исповедовали все святые; ее одну они и защищали от неверных; за нее они терпели разные бедствия и притеснения; за нее же нередко жертвовали и своей святой жизнью.
Но пользы для души мало будет, если ты, называясь православным христианином, жить-то будешь не лучше язычника. Смотри же, если хочешь быть истинным христиа­нином, то и живи так, как жили и живут настоящие христиа­не, то есть твердо стой за свою веру до конца жизни.
Как укрепляется и растет святая вера
Святая вера укрепляется и растет:
1) прилежным чтением или слушанием Слова Божия, ибо, по учению апостола Павла, всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправ­лению, к наказанию, еже в правде да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2 Тим. 3, 16-17);
2) укрепляется и растет вера размышлением о чудных делах Божиих, исполненных милостивых Его обещаний.
Обещал Бог Ною спасти его и семейство от потопа все­мирного — и спас. Обещал Аврааму вывести потомков его из Египта, где их сильно притеснял царь Фараон, в землю Ханаанскую — и вывел. Обещал сынов Израилевых осво­бодить из плена Вавилонского — и освободил. Обещал по­слать Спасителя миру — и исполнил это, и верующие во имя Его спасаются. Обещал услышать с верой призываю­щих Его — и слушает, о чем мы знаем из многих мест Свя­щенного Писания.
Услышал их, услышит и нас, когда с верой призовем Его. Бог всем готов подать благодать и милость Свою, когда видит сердце, удобное к принятию Его благодати. А если случается, что мы просим чего у Бога, но не получаем, то вина в том наша, а не Его.
3) Укрепляется и растет вера усердной и чистой молитвой;
4) причащением Святых Христовых Тайн;
5) сохраняется вера удалением от бесед и обращений с людьми злыми и развращенными. Апостол Павел говорит: «Повелеваем же вам, братие, о имени Господа нашего Иисуса Христа, отлучатися вам от всякаго брата безчинно ходяща, а не по преданию, еже прияша от нас» (2 Фес. 3, 6).
О звании и обязанностях христианских
Называемся мы христианами потому, что веруем в Го­спода Иисуса Христа, повинуемся Его святой Церкви и ис­полняем закон Евангельский, а православными называемся потому, что веруем право, или правильно славим, т. е. так, как написано в Слове Божием (Библии) и как научили нас Святые Отцы на Вселенских соборах.
Отсюда понятно, что мы обязаны, во-первых, знать за­кон Божий, свою веру и «быть всегда готовыми всякому, тре­бующему у нас отчета в нашем уповании (вере), дать ответ с кротостью и благоговением»
(1 Петр. 3, 15), а, во-вторых, исполнять Закон Божий, или святые заповеди, и таким об­разом «поступать достойно звания, в которое призваны» (Ефес. 4, 1). А звание наше христианское — воистину вели­кое и небесное, потому что мы « куплены дорогою ценою» — кровью Иисуса Христа, и должны быть храмом Духа Свя­того (1 Кор. 6,19), детьми Отца Небесного, наследниками Божиими и сонаследниками Христу (Рим. 8,17). Оттого свя­тые апостолы называют христиан «родом избранным, цар­ским священством, народом святым» (1 Петр. 2, 9).
К сожалению, многие не знают или не осознают высо­ты и величия своего христианского звания, не знают своих обязанностей, не исполняют их и живут, как язычники, в нечестии: одни так поступают по своей темноте духовной, другие по лености, а третьи — по высокомерию. Но молит вас всех Святая Церковь устами святого апостола Павла: «Поступайте достойно звания, в которое призваны» (Ефес. 4,1), иначе будете не детьми Божиими, а детьми диавола, исполняющими его похоти (Иоан. 8, 49), — детьми тьмы, которые «снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему… и попирают Его» (Евр. 6 и 10) и которые, если не рас­каются, будут прокляты Господом Богом и пойдут, как на­следники диавола, вместе с ним в вечный огонь.
Страшно впасть в руки Бога Живаго! Поэтому будем прилежно изучать Закон Божий, свои обязанности, будем усердно их исполнять, работая Господу со страхом и раду­ясь Ему с трепетом.
Все обязанности христианина Сам Господь Иисус Хри­стос разделяет на две главные заповеди: на обязанности к Богу и обязанности к ближнему (Мф. 22, 36); подобно этому и заповеди Закона Моисеева были разделены на две скрижа­ли (доски); подобно этому и обязанности христианина де­лятся на две части: первая часть — вера в Бога и в Святую Церковь, Святые Таинства, молитва, соблюдение праздников, постов и пр., вторая часть — обязанности к ближним, семье, обществу и государству, а также обязанности к себе самому, так, чтобы это составляло всю жизнь христианина «от свя­той купели и до гроба», весь устав христианской жизни.
Актуальная цитата
Почему Христос — Помазанник Божий? Так назван Сын Божий потому, что Его человечеству безмерно сообщены те дары, которые в Ветхом Завете сообщались через помазание елеем царям, первосвященникам и пророкам.
При написании статьи использован труды священника П. Успенского, творения св. Тихона, епископа Воронежского, книга «От святой купели и до гроба».— 1915, катехизис Филарета,
При написании статьи использован труд иеромонаха Харитона (Просторова) «Православие для всех», Кострома, — 2000, — 392 с.

%d такие блоггеры, как: