КАЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА. ОБОЛЬЩЕННЫЕ ЗМИЕМ

thumbnail of 2009-12
ПВ № 12(21) 12-2009.pdf Рубрику ведет Сергей Смоляков

Каждый человек сам решает свою участь: избирает свет или тьму. Бог — не деспот, Он не насилует волю человека. Но человек должен постоянно помнить, что в любой ситуации выбор всегда только один — он или с Господом, или с диаволом.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6).
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена по обольщению змием подумала сама про себя: если дерево и хорошо на вкус может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него?».
Из этой мысли святителя видим, что Ева не отдает себе отчета в том, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она доверяет змию больше, чем Богу. Что же происходит с Евой?


Страсть обладания
Первая похоть — это похоть чрева: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи…». Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный Собственник во Вселенной — это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами.
Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Понятия владелец, распорядитель — намного меньше понятия собственник. Так вот: человек может обладать только правом, быть лишь владельцем и (или) распорядителем имущества по милости или попущению Бога — Творца и Собственника всего тварного мира.
Человек по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Все принадлежит Богу — вот фундаментальная истина!
В поисках совершенства
Вторая похоть — это похоть очей. «Оно приятно для глаз…», — говорится далее о дереве. Это — очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом.
Сейчас в городах, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных именно на эту особенность человека, на эту его похоть. Идя по улице, человек видит на рекламных щитах обнаженные тела, напитки, автомобили, читает разные призывы, например, такие: «Приходи вместе с нами на стадион. Там мы будем молиться, прославлять Бога, и ты уйдешь оттуда совершенно здоровым!». И рядом фотографии счастливых, здоровых молодых людей. А вот — следующий призыв: «Сегодня ты можешь спастись только у нас!».
Высшее предназначение человека — это его обожение. Сам Господь Иисус «Христос в Нагорной проповеди сказал: «…будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». (Мф. 5, 48).
И человек действительно призван к тому, чтобы восходить к полноте подобия Божия: ведь и создан он по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол — это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то резких телодвижений, «решительного выбора», скачков добиться именно той цели, к которой человек стремится по своей природе. Человек всю жизнь стремится к тому, чтобы уподобиться Господу, а диавол предлагает ему немедленный результат.
Вдумайтесь только, что говорят нам современные сектанты в своих еретических проповедях. (Хотя лучше их совсем не слушать: христианин не должен слушать ересь). Сектанты, например, постоянно говорят так: если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно. Спасение даруется в их «сектантской церкви» прямо сейчас, сегодня! Если вы имеете какие-то духовные проблемы, то они тотчас берутся их разрешить. «No problem» — «нет проблем» — это девиз большинства сектантов, главный принцип протестантской религиозной жизни.
В действительности же человек, общаясь с еретиками, теряет не только свое спасение, но теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. И самое страшное — человек теряет благодать!
Сегодня лукавый всеми силами пытается завлечь нас в различные секты, ложи. Еретики, язычники прямо говорят: если ты придешь в нашу секту — спасешь не только себя, но и свою семью, весь свой род. Так и в беседе с Евой: лукавый предлагал «спасение» как бы всей семье первого человека, используя множественное число: вы, как боги и т.д.
Очень часто, когда люди впадают в те или иные заблуждения, им кажется, что это — путь «просветления», что та или иная религиозная практика приближает их к Богу, делает их богоподобными. Таким людям представляется, что какие-то упражнения, медитации, чтение различных книг могут обогатить их внутренний мир, спасти их семью. Они даже не подозревают, какая ужасающая бездна скрывается за словами: «религиозное возрождение», «пробуждение сознания», «открытие чакр», «пробуждение кундалини» и многими другими, которыми совращают нас современные язычники — сектанты.
Лжеименные знания
Следующий соблазн, следующая похоть, которой подчиняется Ева, — это вожделение: «И увидела жена, что дерево… вожделенно, потому что дает знание».
Лжеименное знание — это серьезная проблема, проблема многих так называемых интеллигентных людей. Термин «интеллигенция» введен в русский язык в 60-х годах XVIII века Петром Дмитриевичем Боборыкиным (1836-1921), известным писателем натуральной школы, почетным членом Петербургской Академии Наук в связи с разделением труда на умственный и физический. Интеллигенция (от латинского слова intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей которые по профессии занимаются умственным трудом (учителя, врачи, инженеры, ученые и т.д.). Появилось в языке и такое понятие как «интеллигентность» — это какое-то скользкое, можно даже сказать, расплывчатое понятие, смысл которого мало кому понятен. С одной стороны понятие «интеллигентность» подразумевает начитанность эрудированность, а с другой — профессионализм в занятии умственным трудом. А как же быть, если человек начитанный, эрудированный, а занимается физическим трудом? Что, тогда такой человек не обладает интеллигентностью?! Однажды один «интеллигент» так объяснил мне понятие «интеллигентность»: быть интеллигентным — значит в чем-то быть профессионалом, а обо всем остальном знать понемногу.
Современный человек хочет знать все! Ему хочется почитать и Библию, и Коран, и Бхагавадгиту. И многое-многое другое.
Невольно поражает обилие и разнородности книг, которые находятся в православных домах: рядом с Библией стоят Коран, Бхагавадгита, Агни-Йога, иудейские книги. Наличие такого набора было бы объяснимо в квартире православного миссионера, который должен изучать все это, чтобы помочь людям отойти от тех или иных заблуждений. Но когда простой мирянин, не имеющий на то особого благословения, читает все подряд — это очень опасно!
Зачем простому мирянину все эти книги? Затем, чтобы знать все?! Когда начинаешь беседовать с такими «всезнающими» мирянами, то вдруг чувствуешь, что книги эти лежат в их домах вовсе не мертвым грузом: хотя они и считают себя православными, у них бывают серьезные заблуждения!
Анализ причин, приведших людей в различные секты, показывает определенную закономерность. Например, если» человек зачитывался книгами Блаватской, Рерихов, то он оказывался потом втянутым в секту «Аум Синрике» или «Харе Кришна». Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр». Если чрезмерно увлекался книгами философов Владимира Соловьева, Трубецкого, Волконского, то мог оказаться среди униатов или русских католиков.
Перефразируя известную пословицу, можно сказать так: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, в какой секте ты можешь оказаться». В этом нет ничего удивительного! Лжеименные знания, вредные знания уводят человека из Церкви и наносят непоправимый вред его душе.
Действительно, человек не может знать всего, не может обладать всеми знаниями. Если ты исповедуешь, что православная вера — единственная истинная вера, что Православная Церковь — та самая Церковь, о которой Господь сказал: создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18), то это значит, что на первом месте в твоем доме должны быть книги православные.
Вспомните, что сказано в Деяниях апостолов о том, как поступили люди, занимавшиеся прежде магией, а потом обратившиеся в христианскую веру: они собрали все свои колдовские книги и сожгли их. Тогда нашлись даже такие, кто подсчитал, сколько можно было бы выручить денег за эти книги, если бы не сжечь, а продать их. Но обратившиеся в христианскую веру не могли ни продать их, ни передать другим. Они их сожгли.
Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои. А из занимавшихся чародейством довольно многие, собравши книги свои, сожгли пред всеми и сложили цены их, и оказалось их на пятьдесят тысяч драхм. С такою силою возрастало и возмогало слово Господне (Деян. 19, 18-20).
Так должны поступать с еретической литературой и мы, чтобы зараза эта не пристала к кому-нибудь из наших родных и близких, не смогла оказать своего разрушительного влияния на других людей и погубить человеческие души.
В Требнике мы находим вопросы, которые священник должен задавать на исповеди. Среди них есть один, очень важный, вопрос: «Рцы ми, чадо, не был ли еси еретик или отступник, не держался ли еси с ними их капища, посещая, поучения слушая или книги их прочитывая?». Если человек, так или иначе, виновен в этом, то это — грех, в котором ему надо исповедоваться.
Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать поучения еретиков, читать их книги. И если мы считаем себя православными, то мы должны твердо и решительно удаляться от лжеименных знаний: еретических и языческих.
При написании статьи использованы проповеди Священника Олега Стеняева