ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?

В православном катехизисе мы встречаем такие понятия-определения Церкви: «Церковь — общество людей, соединенных православной верой, законом Божьим и таинствами», «Церковь Божия есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе движимая Духом Святым» [1]. Но давайте рассмотрим более подробно, что же есть Церковь, в чем Ее Божественность или, как говорит Апостол Иоанн-Богослов, «Царство не отмира сего» (Ин. 18:36). Как можно присоединиться к Церкви? Откуда черпаются силы на соблюдение заповедей Божьих и постановлений Церкви и каково Ее влияние на мир в общем и на судьбы людей в частности?


Первое, — это что касается единства, — большинство людей считают, что между Церковью управляющей, т.е. духовенством, и Церковью управляемой, т.е. мирянами, проведена резкая черта. С православной точки зрения это неверно: «Церковь есть общество всех православных — верующих во Христа Спасителя, оживляемое Животворящим Духом Святым. Это — тело Христово, это Царствие Божие на земле. Содержа в себе, как в сосуде, святыню православной веры, Церковь по своему существу является носителем истины и любви. Поэтому все что не Церковь — лежит вне истины и любви, и, следовательно, и вне жизни, ибо ложь человекоубий-ственна. «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда он говорит ложь, говорит свое ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44), ибо отсутствие любви превращает все живое в труп. Всякая истина, противная догматам Церкви, есть не более, как прикрытая ложь, всякая правда, противная святости Церкви, — лишь правдоподобие, всякая любовь не
по заповедям Церкви – любовь мнимая, всякая жизнь и деятельность не на церковной основе в сущности не что иное, как полужизнь или медленное умирание. Живет истинной жизнью только то, что в Церкви».[2]
Второй важный момент — это то, что Церковь — Свята; купленная «дорогою ценою» (1 Петр. 1:19; 1 Кор. 6:20) крови Сына Божия, питается непрестанно токами благодати Св. Духа, Церковь непрестанно совершенствуется в духе любви, освящая отдельных членов своих и преобразуя жизнь государственную.
Третий фактор — это апостольская преемственность: Глава Церкви Иисус Христос дал Ей Свой закон — правило веры и правило жизни по вере. Но также и дал власть Апостолам: вязать и решить грехи, право проповеди, учительство, право священнодействовать. Апостолы, в свою очередь, передали свою власть епископам, а епископы уже пресвитерам.
Но все же знание Церкви есть знание прежде всего опытное, «как и все относящееся к области Божественного, знание из поклонения и причастия Ей. Мы объединены общей верой, у нас одни таинства, мы совершаем общее Богослужение, наша иерархия объединяет нас всех и сохраняет в видимом и ощутимом единстве». [3]
Что же касается веры, то вступление или не вступление в Церковь связано с верой или неверием, это есть внутренний акт. вытекающий из недр свободного самоопределения человека. «Через веру входят в Церковь, через неверие из Нее выходят. Церковь, как земное общество, есть единство правой веры, возвещенной миру апостолами по наитию Св. Духа и по повелению Самого Господа. Хранение веры и исповедание есть условие принадлежности к Церкви, которая поэтому и определяется как общество, связанное единством правой веры». [4]
Да! Вера — это дверь, через которую мы входим в Церковь, но кроме этого нам необходимо принимать живое участие и в жизни Церкви и принимать подаваемые Ею Таинства. И здесь одно без другого не бывает, а кто уверен, что Бог у него в душе и ему вовсе не нужны Таинства г частые молитвенные собрания, тот пусть знает: кому Церковь не мать, тому Бог не отец.
«В Церкви мы познаем волю Бога, а без познания, конечно, и любить не можем Его; в Церкви мы познаем волю Божию, руководящую нас к жизни; в Церкви получаем мы и Духа Святаго. Церковь во святых таинствах преподает нам: в крещении мы рождаемся в новую благодатную жизнь; в миропомазании получаем благодать Св. Духа, помогающего нам возрастать и укрепляться в новой христианкой жизни; в таинстве покаяния мы освобождаемся от грехов, в таинстве Причащения соединяемся со Христом. Отнимите эти таинства — отнимите и Церковь. Как без глаз нельзя видеть свет, так без Церкви нельзя восприять Св. Духа». [5]
Да и лишь православное христианское учение указывает истинные основания социальной науки и философии, оправдываемые жизнью. Вот вкратце эти основания: «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение. Труд есть долг, а не средство своекорыстия. Верховный закон междучеловеческих отношений есть все отдающая себя любовь, а не зависть». [6] Да и Церковь принесла нам чистоту просвещения — все умственные сокровища, очищенные христианством от языческих нечистот того народа греческого, который служил образом просвещения.
Ни один даже самый заклятый враг и гонитель Церкви не посмеет отрицать, что Церковь действовала в мире с изумительной победоносной силой — целые страны и даже целые народы во всех концах мира присоединились ко Христу, каждое новое столетие, эпоха — расширяли пределы Церкви. Сколько разбитых душ и сердец возвратила Церковь к миру и радости, скольким скитальцам указала путь и значение жизни.
Как же выглядит истинно православное христианское государство, которое живет в единстве с Церковью? Вот как об этом говорит Соловьев B.C.:
«В христианском государстве есть господство, но господство не во имя силы, а во имя общего блага. Есть в христианском государстве подчинение, но не из рабского страха, а по совести и добровольно, ради того общего дела, которому одинаково служат повелитель и подданные. Существуют в христианском государстве права, но права, вытекающие не из безграничности эгоизма, а из нравственной бесконечности человека, как существа богоподобного. Есть в христианском государстве высшая власть, но не как обоготворение человеческого произвола, а как особое служение воле Божьей.
В государстве, живущем на основе православной Церкви, все получает свой истинные смысл и все поэтому соответствует общему благу». [7]
Из этого всего сказанного виден единственный разумный вывод: разумная, здоровая и правильная религиозная жизнь возможна только в Церкви, а вне — только извращения религии, шатание в сектах, пока не наступит религиозное одичание. «Церковь — это символ единения верующих и само единение; Церковь — это воплощенная совесть народов; Церковь — это сосуд любви Бога к людям и людей к Богу. Во всех смыслах Она «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Служить Церкви и быть в единении с ней — это значит служить Богу, свету, добру и счастью человека, это значит способствовать расцвету духовной жизни, осуществлению Царства Божия». [8] Отступить от Церкви — это значит служить не добру, а злу, не Христу, а диаволу; значит враждовать на Бога, препятствовать осуществлению на земле воли Божьей и спасению людей.
Служить Церкви и быть в единении с ней — это значит служить Богу, свету, добру и счастью человека, это значит способствовать расцвету духовной жизни, осуществлению Царства Божия…
Литература
Библия, из-во Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры 2008 г. — С. 1415.
Журнал Московской Патриархии, 1967 г. №9. — С. — 80.
Журнал Московской Патриархии, 1989 г. №12. — С. 80.
«Катехизис», Киев, 1991 г. — С. 415.
Прот. Иоанн Восторгов «Полное собрание сочинений», из-во «Царское дело», С.-П., 1995 г., Т.2. — С. 534.
Прот. Иоанн Восторгов «Полное собрание сочинений», из-во «Царское дело», С.-П., 1995 г., Т.З. — С- 794.
Свящ. М.П. Алабовский «Значение православной Церкви», Киев, 1912 г. — С. 32.