Святые Рафаил, Николай и Ирина Лесбосские

Святые Рафаил, Николай и Ирина входят в круг новоявленных святых, принявших мученическую смерть в 1463 году, то есть через десять лет после падения Константинополя. Об их жизни нам известно мало. Первые свидетельства о существовании этих святых открылись чудесным образом в 1959 году.

23 июня 1959 года во время работ по восстановлению небольшой церкви на холме близ деревни Ферми острова Лесбос (греки чаще называют остров Митилини) рабочий по имени Дукас Тсолакис обнаружил захоронение с неизвестными останками. Будучи неверующим и неблагочестивым человеком, он, кощунствуя и насмехаясь, оставил святые мощи под деревом. Однако вскоре последовало наказание. Рабочий не смог шевелить руками до тех пор, пока не совершил крестное знамение, впервые за двадцать семь лет. После этого рядом с церковью ему явился сам святой Рафаил. Рабочий забыл свое неверие и стал ревностным проповедником благодати этого новоявленного Божьего святого.

До этого его супруга Мария стала свидетельницей явления некоего величественного иеромонаха в строящемся храме. Однако муж ей не поверил. С тех пор святой неоднократно являлся как во сне, так и наяву жене хозяина поля, многим другим благочестивым женщинам, мужчинам и детям и этой деревни, не имевшим между собой никакого общения. Одним святой не называл своего имени, показываясь в образе монаха, одетого в облачение и рясу. Другим он открывал свое имя, говоря: «Меня зовут Рафаил». Святой сообщал им, что пришло время прославить его вместе с его собратьями, написать икону и почтить его память во вторник Светлой седмицы, обещая явить множество чудес. К другим людям святой приходил в сопровождении Богородицы и святой Параскевы, подробно описывая свой мученический подвиг. Эти рассказы ни в чем не противоречат друг другу.

Захоронение со святыми мощами святого Николая было обнаружено 13 июня 1960 года.

Святой Рафаил родился в 1410 году в селении Мили на острове Итака. В миру он звался Георгием Ласкарисом (Ласкаридисом). Его родители Дионисий и Мария были благочестивыми людьми. Они воспитали сына в вере, дали ему хорошее образование. Благодаря помощи мужа сестры, он на тринадцать лет уезжает в Мисту, где изучает западную и греческую философию, а также медицину, к которой он проявлял особенный интерес.

Прежде чем стать клириком, Георгий служит в византийской армии и занимает там высокое положение. В возрасте тридцати пяти лет он знакомится с почтенным аскетом старцем Иоанном, благодаря которому встает на пути жизни во Христе. На Рождество старец покинул место своей аскезы, чтобы исповедовать и причастить военных, проповедовать среди них слово Божие. Когда старец вновь посетил их на праздник Богоявления, офицер Георгий оставил военную службу и последовал за ним.

После монашеского пострига Рафаил был посвящен в пресвитеры, кроме того удостоился сана архимандрита и должности протосинкелла. В других своих откровениях святой сообщал, что был отправлен Вселенским Патриархом на запад, в город Морле во Франции, чтобы выполнить предписанное ему поручение. Это случилось незадолго до падения Константинополя.

Его связывали дружеские отношения с диаконом Николаем, ставшим его соратником и духовным чадом. Николай был сыном богатых родителей, родом из Салоник. Его отец, нотариус, отправил сына во Францию изучать медицину. Под впечатлением христианского вероучения молодой студент Николай оставил мирскую жизнь и последовал за учителем. Вместе они возвратились в Грецию и начали монашескую жизнь. С тех пор друзья разлучались только лишь с тем, чтобы проповедовать слово Божие.

Кроме того, святой Рафаил в своих откровениях рассказывал, что проповедовал Евангелие в Афинах, на холме, где находится памятник Филопаппу. Был служащим священником и проповедником в храме святого Димитрия Мироточивого, позднее переименованного в Бомбардира.

Через несколько лет после падения Константинополя, в конце 1450 года, святой Рафаил после долгих скитаний оказался в области Македонии и подвизался там. В то время святой Николай оставался при нем послушником. Затем он был пострижен в монахи и рукоположен в диаконы.

Когда Константинополь очутился в руках турок, стремительно ворвавшихся во Фракию, стало очевидно разрушение Византийской империи, и страх о повсеместных гонениях христиан заставил святого Рафаила и его соратников бежать из порта Александруполи на Лесбос – самый безопасный в те времена остров.

Выбор пал на Лесбос не случайно. Остров пользовался большими привилегиями султана, имел справедливого правителя, с почтением относящегося к христианам, из-за чего православные монастыри острова не закрывались.

Рафаил искал обитель, к которой они смогли бы присоединиться, и ему указали на монастырь Рождества Богородицы, находящийся на горе Карея, возвышающейся над деревней Ферми, которая, в свою очередь, находится на расстоянии четырнадцати километров от столицы острова Митилини.

В некоторых своих явлениях святой Рафаил сопровождается множеством людей, которые, по словам святого, жили аскетической жизнью в монастыре Карея. Он открыл, что этот монастырь сначала был женским и подвергся жестокому нападению пиратов в 1235 году. Во время этого вторжения вместе с другими монахинями пострадала за Христа и игумения Олимпия из Пелопонесса со своей сестрой Ефросинией. Олимпия погибла 11 мая 1235 года и являлась вместе с великим чудотворцем Рафаилом.

Таким образом, ранее здесь находился монастырь, посвященный Рождеству Богородицы. Помимо Богородицы здесь почитали и святую Параскеву. 14 марта 1454 года святой Рафаил прибыл в Ферми на корабле. В монастыре он нашел двух человек – Рувима и Акиндина. На острове Митилини, как и на всех эгейских островах и по всей Греции, царило огромное смятение. Турки овладевали страной, убивая и уничтожая все проявления местной культуры.

Впоследствии святой Рафаил был избран игуменом монастыря.

Благодаря генуэзскому владычеству, девять лет игуменства Рафаила прошли в мире и согласии до 17 сентября 1462 года. Монастырь за это время стал самым значительным на острове, и все другие монастыри оказались у него в подчинении. Святой Рафаил принимал в своем монастыре множество детей, кормил их и помогал в обучении. Обладая знаниями в области медицины, игумен Рафаил и диакон Николай оказывали важную врачебную помощь, монастырь стал центром профилактической медицины.

В начале сентября 1462 года начинается осада острова, и это приводит к катастрофе. Через 17 дней, 17 сентября 1462 года, остров оказывается в руках турок. За сентябрь 1462 года турки разрушили все монастыри захваченного острова. Однако монастырь Рафаила они не тревожили целых шесть месяцев. Вероятно, монастырь пользовался привилегиями, которые первый Патриарх порабощенного Константинополя по договоренности с султаном давал некоторым монастырям.

В апреле 1463 года разгорается локальное восстание против турок. В Страстную Пятницу в монастыре находились игумен Рафаил, диакон Николай, староста Василий, учитель Феодор и его супруга с ребенком (Рафаил младший), маленькая дочь Ирина, племянница старосты Елена и другие монахи. Святой Рафаил, сделав соответствующие распоряжения, отправляет на гору Акиндина и монаха Ставроса.

Игумен Рафаил в особом тайнике спрятал священные сосуды, иконы и облачения. Среди них была и икона Богородицы, которую святой привез с собой на Лесбос. Этот тайник искали на протяжении трех лет явлений святого Рафаила, однако обнаружить его так и не удалось. Богородица открыла местным жителям во сне, что ее икона будет найдена человеком другой национальности, обладающим глубокой верой.

imarpanor

В Великий Четверг святой Рафаил служил последний раз. В день Страстной Пятницы шел сильный дождь. Небо скорбело о второй Голгофе. Святой Рафаил вышел за ворота монастыря и увидел приближающихся турок. Он крикнул им, что с его телом они вольны делать что угодно, но душа его принадлежит только Богу. Святой поднялся, снял с шеи большой крест и сказал им: «Мы поклоняемся Ему и никогда Его не оставим». Тогда турки схватили его за бороду и поволокли по земле. В своем откровении святой рассказывал: «Турки долго мучили меня. Сначала они избивали меня своими дубинками, пока я недвижимый лежал на земле. Затем они ударяли меня копьями, волоча меня по земле за бороду. После чего повесили меня на ореховое дерево и жестоко били меня на протяжении суток. Пока они издевались надо мной, я сказал им: “По воле Господа я выдержу все до последнего моего издыхания”. Я видел, как они били остальных, но повторял: “В борьбе до последнего вздоха”. Поэтому у меня была и есть сила. Меня сняли с дерева и поволокли по камням, которые я окрасил своей кровью. После чего я был вновь повешен на это дерево на сутки вниз головой. Затем они распилили мне челюсть и обезглавили». В другом сне в апреле 1961 года святой открыл, что на момент мученичества ему было пятьдесят три года. Скелет святого найденный рабочим на самом деле был лишен челюсти. Только после явлений святого она была обнаружена на небольшом расстоянии от места его захоронения.

Незадолго до этого смотритель Акиндин и монах Ставрос успели добраться до пещеры старца и аскета Иосифа. Это было сделано по приказу святого Рафаила. В последующие дни Акиндин и Ставрос нашли умерших и тут же бросились к сельскому священнику по имени Савва и со слезами рассказали о произошедшем. Слепой и беспомощный 112-летний старец с их помощью пожелал тайно подняться на гору Карея. «Господи, дай мне свет, чтобы увидеть их в последний раз». Старец омыл глаза святой водой, которую принес Акиндин. В тот же миг он прозрел. Однако то, что старец увидел, было прискорбно. Источник, залитый кровью, окровавленные тела мучеников, и любимый игумен Рафаил, израненный и висящий на дереве вниз головой. Они со слезами похоронили их и вновь сопроводили старца в деревню.

Святого Рафаила как игумена похоронили в сожженной церкви, а святого Николая во дворе слева. Монах Ставрос лишь ненадолго избежал смерти. Согласно откровениям святой Ирины, явленным во сне 2 декабря 1961 года, лишь один монах сумел бежать и спастись – отец Ставрос. Так как его не могли найти, в горы были направлены поисковые отряды. В конце концов, его схватили, привели на то самое место, где убили святых, и казнили. Один христианин похоронил его рядом с церковью.

Смотритель Акиндин остался в горах в одиночестве, ожидая, когда игумен Рафаил заберет его, как обещал. Через год после смерти мучеников турки схватили его и обезглавили. После этого в монастыре на месте погребения святого была возведена небольшая церковь с низкими потолками и дверью, чтобы люди могли прийти и поклониться его мощам.

Святого Николая привязали к одному из деревьев так, чтобы он мог наблюдать, как убивают его любимого игумена. При первых же копьях, полетевших в игумена, Николай умер от разрыва сердца. Многим людям Николай открыл точное место своего захоронения. Поборов сомнения, люди, боящиеся быть осмеянными маловерными в случае неудачи, раскопали могилу и нашли 13 июня 1960 года мощи святого Николая.

Вместе с Николаем и Рафаилом мученическую кончину приняла являющаяся вместе с ними и двенадцатилетняя Ирина, дочь Василия, старосты деревни Ферми. Она пострадала следующим образом: нечестивые иноверцы отрубили ей руку и поместили невинную девочку в глиняные котел, где она была сожжена на глазах у несчастных родителей, страшно горевавших об ужасной смерти своего ребенка. После явлений и откровений мощи святой Ирины были найдены в глиняном котле неподалеку от могил святых Рафаила и Николая.

Кроме того, вместе со святыми был замучен и отец святой Ирины Василий, его супруга Мария, их пятилетний сын Рафаил, племянница Елена, учитель Феодор и врач Александр. Их останки были найдены рядом с захоронениями святых в отдельных могилах. Их мученический подвиг совершился 9 апреля 1463 года.

Рассказы местных жителей, которые начинают в 1959 году цикл откровений святых, описывают частые явления некоего старца на месте, где произошла казнь. Кроме того, святой Рафаил открыл местонахождение иконы Христа и святого источника, которые впоследствии совершили немало чудес. Святые не только явили людям свои честные мощи и подробности своей мученической смерти, но и доказали и продолжают доказывать, какое место они занимают перед Богом, посредством чудес, число которых непрерывно растет. На сегодняшний день святой Рафаил являлся во сне многим людям, как благочестивым, так и равнодушным к вере, не только в Греции, но и в Америке и Австралии. Он исцеляется больных неизлечимыми заболеваниями, пробуждает сердца, окаменевшие от греха, облегчает страдания несчастных и в очередной раз подтверждает, что Бог славен во святых Своих сегодня, вчера и вечно. Молитвами святых Своих, Господи, помилуй нас. Аминь.