Слово в неделю восьмую по Пятидесятнице

И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и ска­зали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

Он сказал: принесите их Мне сюда.

Н велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

Н ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенад­цать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и де­тей.

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и от­правиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит на­род.

Господь наш Иисус Христос однажды, утомившись окружавшим его многолюдством, удалился в пустыню успокоить Свой дух уединением и молитвой. Пустыня была дика, безлюдна и не­приветна. Она расположена была в стороне от больших дорог. Но на­род, услышав про Христа, обложил пустыню со всех сторон. Все это были бедняки, изнуренные обстоятельствами, недостатками и нуждой. Народ понес свое горе, свой ропот и свои грехи в пустыню, ко Христу. И бедная, безжизненная, степная пустыня огласилась воплем челове­ческого горя. Из столицы, из городов, сел и деревень прибыло пять тысяч человек, не включая женщин и детей, затем чтобы унести от Бо­жественного Учителя назидание и утешение.

Спаситель принял массу народную, принял ее как друг и как Учи­тель. Три целых дня Спаситель поучал этих нежданных гостей. Видно, хорошо было слушать Спасителя, что народ не заботился уходить; он даже позабыл о пище.

О том, что народ голоден, вспомнил сердобольный Спаситель. Он с глубоким сочувствием взглянул на эту массу, которая вся отдалась под Его отеческое попечение, “Милосердую об этом народе, — сказал Он — его надо напитать” (Мк. 8,2).

“Чем и как?” — так спрашивали ученики. “Тем, — отвечал Спаси­тель, — что Бог послал”. И, совершается изумительное чудо: безлюд­ная пустыня угощает 5.000 путников. За столом всего-напять ячмен­ных хлебов и две рыбы… Масса сыта, мало того, сыта, оказались остат­ки, которые велено собрать и сберечь на будущее время.

Такова евангельская повесть, полная дивного содержания и вызы­вающая в христианине чувство благоговейного умиления.

Остановим свое внимание только на некоторых пунктах евангель­ского рассказа.

1.Отрадное зрелище представляет собой народ, жаждавший истины. Отяжелила его суета повседневного труда, и он нашел для себя развле­чение и отдых в слушании Божьего слова. Этот народ может служить нам образцом и примером.

Кого из нас не удручают бедствия жизни? Кого не пытают и не ти­ранят разнообразные нужды? Но большая часть людей ищет успокое­ния и отдыха не там, где можно его найти. Одни ищут в чувственном пресыщении пищей и вином. Другие — в песнях и зрелищах, потеша­ющих глаза и уши. Иные — во сне, иные — просто в томительном без­делье. Пусть скажут эти люди сами, нашли ли они успокаивающую ра­дость, нашли ли себе приятное отдохновение в этом упоении чувств? Очевидно, никто из них не даст на наш вопрос определенного ответа. Подобного рода отдохновение вводит леность в душу и — или огруб­ляет ее или же истощает.

Такие удовольствия отнимают память у жизни. Человек проживает дни один за другим, не оставляя за собой ни светлых следов, ни успо­коительных воспоминаний.

Но успокоение сердцу дает всегда слово Божие и храм Божий. Спа­ситель Своим примером освятил эти две меры подъема человеческой души. Он показал, как Слово Божье может утешить боль несчастных душ, как утружденные и обремененные могут позабыть даже про пищу и обед, как даже дикая пустыня может сделаться раем небесным, когда в ней можно слушать Слово Божие.

Христиане должны быть в особенности внимательны к потребно­стям своей души. Когда в душе возбуждается уныние или ослабевает она в подвиге самостоятельного созерцания, тогда ей необходимо ус­покоить свои тревоги словом Божьим. Когда силы телесные ослабели, когда отдых вызывается нашей усталостью и немощью, человеку луч­шим развлечением представляется Слово Божье. Это слово может быть письменное, может быть устное. Устное слово еще более доступно че­ловеку, нежели писанное. Пусть ищет людей, с которыми приятна и полезна беседа, и пусть отделяется тех, беседы которых тлят благие обычаи, расстраивают их, вызывают вредные страсти и нехорошие помыслы.

2.Нынешнее Евангелие представляет в разительном примере вели­чие всемогущества и благости Божией.

Слышали мы, что Отцу Небесному ничего не стоило напитать по­среди пустыни пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч людей.

Из этого мы должны научиться, что во все времена всемогущая бла­гость Божия оплодотворяет, умножает хлебные посевы. Во все време­на питаются люди и все твари Отцом Небесным. От создания мира протекло больше 7000 лет; род человеческий наполняется и умножа­ется миллионами прироста, и всем и каждому достается питание. Во всех странах вселенной, в лесах, пустынях, в воздухе, морях и реках беспрерывно продолжается жизнь. Промысл Божий всех их питает, под­держивает в них бытие и силы, обновляя ежегодно времена и лета. Все это должно глубоко впечатлеться на нашей душе и показать, что над миром и человеком есть Промысл Божий; есть у нас Попечитель и Отец, Который не оставит нас на погибель. Не уныние, не мрачное отчаяние должно наполнять наши души, но молитвенное размышление о чудесах Божьих, разлитых везде и повсюду. Видеть же эти чудеса может только душа, очищенная благодатью, освященная Премудростью Бо­жьего Слова.

Однако, откуда же голод, нищета, скудость, если Бог печется о вся­ком человеке? — Чаще всего в наказание за то, что мы оскорбляем бла­гость Божью своими грехами и не умеем пользоваться дарами Божьи­ми. В мире мы замечаем чаще всего два прискорбных явления: одни проживают много, а другие ленятся, забывают, что, по определению Божию, человек от юности самой должен снискать себе пропитание честным трудом. Одни нажитое их предками, наживаемое ими самими расточают на роскошь, безумные затеи и излишества, а другие ленивы, беспечны и нерадивы. Два разряда этих людей в конце концов сходят­ся: они ушли из границ Божьего Промысла; они бедны.

У Господа всего много и на всех достанет. Господь сотворил Свое чудо в пустыне, напитав пять тысяч людей малым запасом. Но за что же он их напитал? Это были не праздные люди, это были сельские трудо­любцы, которые хотели не только сами внимать слову Иисуса Христа, но и женам и детям своим старались доставить это душевное наслаж­дение. И вот Господь в справедливости Своей сделал для них чудо: на­питал чудесно их души, напитал и их тело. Он благословил их подвиг, как благословляет всех и во все времена, если мы не спешим малодуш­но своим нетерпением без подвига сделаться подвижниками.

Итак, братья и сестры, помните и знайте, что чудеса Божьи на зем­ле непрестанны. Помните и знайте, что они явны и открыты тем, кто внимателен к слову Божию, кто ищет его, ищет истины, его вразумля­ющей. Помните и знайте, что благословением Божьим осеняются наши труды и занятия, оплодотворяются наши поля и нивы. Помните, что назначение в жизни человека — труд и молитва; они — как любящие друг друга брат и сестра. Их любовь неизменна, неразрываема. Поста­райтесь молитву и труд — законом непреложным — внести в свои жиз­ненные правила. Главное же, воодушевитесь христианской любовью: с любовью, всем известно, жизнь всегда, везде и всем полна и прекрасна. Аминь.