Слово в неделю шестую по Пятидесятнице

Мф. 9,1-8
Тогда Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои.
При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? Ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
И он встал, взял постель свою, и пошел в дом свой.
Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Расслабленный, о котором мы слышали сегодня из Евангелия, имел великое счастье получить исцеление непосредственно от Иисуса Христа. Спаситель, видя веру принесших, исцелил страдальца всемогущим словом: “возстани, возьми свой одр и иди в дом твой” (Мф. 9,6). Тяжелая болезнь сменилась радостью для больного, а народ, бывший свидетелем чудесного исцеления, прославил Бога, “давшего такую власть человекам”. Нашлись, однако же, некоторые из книжников, которые злобно осудили Спасителя, — а их осуждает Евангелие, христианство и церковь. Св. мать наша Церковь учит, что люди обязаны по мере сил и возможности облегчать один другому тяжелые житейские труды, невзгоды и страдания.
Подумаем о нашем христианском обществе, так ли бывает у нас в действительности.
Часто бывает, что люди думают только о своем благополучии и равнодушны к участи ближнего. Бывает даже и так, что они подстерегают друг друга, как звери добычу, давят, разоряют один другого, прибегают к хитрости и всяким изворотам, чтобы захватить себе то, что получше, не думая ни о чести, ни о нравственном усовершенствовании, ни о вечном предназначении. Такое направление мысли и жизни весьма опасно, весьма греховно.
Постоянная забота о земном существовании, о средствах жизни, одинаково пагубна для всех людей — богатых и бедных, сильных и слабых.
Есть люди, для которых попечение о средствах жизни увенчивается, по-видимому, победой и торжеством. Образ таких людей находится в притче Господней о богаче. Богач владел обширными полями. Поля его дали обильный урожай. Он с таким же самодовольством ходил и обозревал свои владения, с каким в настоящее время многие рассматривают процентные бумаги, считают свои купоны, прислушиваются, присматриваются к тому, чтобы лучше поместить свои капиталы и преувеличить их новыми оборотами. Богач говорит: вот так поступлю. “Разорю житницы моя и больший созижду; и соберу ту вся жита моя и благая моя, и реку душе моей: душе, имаши многи блага, лежаща на летамнога!Почивай, яждъ, пий, веселися”. Рече же ему Бог: Безумие! в сию ночь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал ecu, кому будут?” (Лк. 12,18-20).
В помыслах о богатстве торжествующий скопидом забыл о своей душе, о царствии Божьем, о том, что с ним будет за пределами гроба. Что же? Богатство и наслаждение не были ли только миражем и тенью, за которыми он гонялся так долго и так напрасно? В погоне за богатством и наслаждением он внезапно пал, сраженный приговором Божиим. В то время, когда он пожелал воспользоваться, подумал наслаждаться плодами своей деятельности, трудов и забот о себе, богатство оставило его, ушло от него, а ему предоставило явиться на суд Божий нагим, лишенным правды, добрых дел, отчужденным от царствия Божия.
У многих людей забота о средствах жизни превращается в беспокойный, тяжелый, постоянный, нескончаемый труд. Изо дня в день, с утра до вечера у них думы и помыслы о средствах жизни, о заработках, о сбережениях, достатках и убытках, о запасах на будущее. Изо дня в день, из года в год ждут они счастливой поры, когда найдут желанный отдых от забот. А нужды и хлопоты умножаются, как сорная трава, до¬вольство и отдых остаются недоступными.
Отчего так бывает? На этот вопрос св. пророк Аггей в первой главе своих вещаний ответил иудеям:“вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытости; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, но не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька” (Агг. 1, 6); “ожидаете много, а выходит мало”. За что постигла такая участь? За то, говорит Господь устами пророка, что “Мой дом в запустении, между тем как вы заботитесь каждый о своем доме” (Агг. 1,9). Подобная участь постигает всех, кто в неустанных попечениях о своих житейских выгодах мало памятует о Боге, подателе всех благ, об угождении Ему делами веры, любви и благочестия, о благодарности Ему, о своем высшем призвании, как христианина. Таким людям всегда будет недоставать уверенности, что Бог благословит их труд, поддержит их слабые силы, подаст помощь в нуждах и невзгодах. Без такой надежды и уверенности не достанет у них веры в себя. Силы их ослабеют. Жизненный их труд отягчается и, действительно, становится борьбой за существование, борьбою томительною, часто бесплодною и безотрадною…
Облегчи и ободри себя, истомленный и изнемогающий труженик и борец, хотя поздним, но сердечным обращением к Тому, кто сказал: “Приидите ко мне ecu труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы” (Мф. 11, 28).
К счастью, есть люди, для которых томительная забота о своих житейских выгодах и интересах как бы не существует. В своем сердце они памятуют слова Господни: “не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся” (Мф. 6,25). “Воззрите на птицы небесныя,яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их. Не выли пачелучши их есте?’ (Мф. 6,26). Сколько отрады и утешения в этих обетованиях! Истинное счастье для нас, что Господь на себя берет заботу о нашем завтрашнем дне. Конечно, мы во всем можем полагаться на Него больше, нежели на
доход со своих домов, земель, процентных бумаг и других призраков, побуждающих некоторых гнаться за прибылью.
Искренно честные люди не боятся труда и не пренебрегают им, зная, что человек рожден на труд, что есть на то воля Бога, чтобы трудиться. Но их труд никогда не превращается в погоню за приобретением возможно больших средств для удовлетворения возрастающих и нескончаемых нужд. Много ли, мало ли они приобретут своим трудом, они помнят, что едино же есть на потребу (Лк. 10,42). Они веруют слову Господню: “ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам” (Мф. 6,33). Так веруя, они не боятся нужд и лишений, потому что знают, что Господь не оставит их. Честные люди могут рассказать много примеров и опытов из собственной жизни, как Господь Бог посылал им помощь в трудные дни их жизни. Честные люди знают, что жизнь — не пир, не праздник веселья, но Господь услышит их в день скорби.
Для людей истинно честных житейские невзгоды и лишения теряют свой острый характер при мысли, что все наше земное существование есть как бы один миг пред вечностью, что счастье земное, как бы ни было оно велико, ничто в сравнении с вечным блаженством. А надежда христианская, которую называют посланницей небес, да не отступит от нас никогда. Видите и слышите ее спасительные, душу обновляющие последствия на расслабленном. Лишенный рук, ног и всякого движения, он ждал исцеления. И дождался. Дождался потому, что у него все болело, все страдало, кроме сердца. Сердце же у него было верующее, жаждущее жизни, не той, которая ценится рублем, а жизни бесценной, беспредельной, вечной. Дай Бог нам всем иметь такое сердце и такую веру, какую имели евангельские люди, прославившие Бога, и иметь честь испытывать благоговейное удивление к примерам Божьего милосердия, непрерывно даруемого нам грешным, и прославлять Господа умом, сердцем, молитвой, всей нашей жизнью. Аминь.