Слово в неделю семнадцатую по Пятидесятнице

Мф. 15,21-28
И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские.
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Но Он не отвечал ей ни слова. Мученики Его, приступив, проси¬ли Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне.
Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлебу детей и бросить псам.
Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые па-дают со стола господ их.
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Вделе нашего спасения молитва есть одно из необходимейших и важных дел. Но те весьма грубо ошибаются, которые полагают ее в одних наружных действиях, как-то: в коленопреклонениях, в полуночных хождениях за молитвой, как в реку за водой, в произношении известных слов и выражений и в разных, якобы и видимо, возбужденных благоговейных телодвижениях.
Истинная молитва не есть дело только человеческое. Это есть один из духовных подарков, которые, по учению св. ап. Иакова, приходят свыше от Отца Светое (Иак. 1,17). Впрочем, этот дар ниспосылается тем, которые жаждут и алчут иметь его и которые упражняются в молитве, по мере возможности.
На этом основании и в Св. Писании говорится, что “Бог дает молитву молящемуся”.
Заметьте непременное условие: истинная молитва всегда соединена бывает с живою верой, еще — всегда бывает постоянна. Такая молитва (вслушайтесь!) всегда бывает услышана Богом. Пример такой молитвы мы видим в хананейской женщине, о которой нам так внушительно повествовало ныне прочитанное Евангелие.
Женщина эта была простая, честная, верующая и любящая мать. Она так крепко и пламенно просила Господа об исцелении страждущей дочери, так уверенно надеялась на благость и всемогущество Божие, что Сам Спаситель удивился наконец благородству, силе, величию ее добродетелей и сказал: “О жено! Велия вера твоя: буде тебе, якоже
хощеши» (Мф. 15,28). И вот, едва целебные, спасительные слова произнесены, дочь хананеянки действительно исцелилась “в тот самый час” (Мф. 15,28).
Поучимся же, мои слушатели, истинной молитве и живой вере у этой языческой, но облагодетельствованной женщины. Со вниманием и размышлением вникнем в то, что огласило нам Евангелие нынешнего дня.
Евангелие настоящего дня начинается словами: 1‘Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется” (Мф. 15,21-22).
В этих словах представляются общему вниманию два обстоятельства, способные доставить всем нам спасительные размышления.
1.
Иисус, наш Спаситель, вошел в пределы страны Тирской и Сидонской прежде, нежели женщина-мать хананейская пришла к Нему, чтобы искать в Нем себе помощи. Этим обстоятельством евангелист или, точнее сказать, Дух Божий дает нам узнать, что Бог предваряет нас Своей благодатью в делах нашего спасения. И действительно, всякая душа до своего обращения к Богу находится в состоянии ослепления, повреждения, оцепенения. Душу нашу можно назвать язычницей, удаленной от Бога и чуждой Его закона и заветов. Душа наша — идолопоклонница, которая живет вне общества истинных израильтян, живет вне духовного общения с чадами Божьими, любит суету мирскую и дружит с
тирянами и сидонянами мира. Жизнь этой души изобразил ап. Павел. Закон ее — обычай века сего; мода ее — Евангелие; что листок газет-ный или сплетня ей скажет, то и на сердце ляжет, внушениям духа, действующего в сынах противления”. (Еф. 2,2). Такая душа — своенравна, капризна, упряма. В ней при таком состоянии нет стремления к достижению духовного, идеального, Божественного. И если бы Бог, по Своему неизреченному милосердию и человеколюбию, не искал ее Своей благодатью, то сама она не решилась бы никогда искать Бога покаянием и обращением, ни сердцем, ни умом, ни волею, ни чувствами.
2. Второе обстоятельство, достойное внимания в повествовании настоящего Евангелия, есть то, что для возбуждения в душе молитвы, упований и веры Бог употребляет крест или скорби.
“Господи, помоги мне! Дочь моя жестоко страдает”, — говорит Иисусу хананеянка.
Вот орудие, которым Бог обращает заблудшую душу на путь молитвы и веры. По премудрому усмотрению, Бог попустил дочери страдания тяжкой болезни. Всякая заботливая мать может себе представить, какое тяжкое горе испытала хананеянка. Но эта скорбь заставила ее войти в себя и подумать, как облегчить удручающее несчастье. Это материнское горе заставило ее идти к Иисусу, как к единственному Врачу, Который ей может помочь. Если бы не случилось этого несчастья, если бы Бог не посетил ее столь чувственной печалью, она никогда не подумала бы выйти из состояния язычества и осталась бы навсегда между тирянами и сидонянами.
Но когда рука Божия отяготела над ней, она увидела себя в таком бедствии, от которого одна только благодать Божья может ее избавить. Тогда она решилась идти к Иисусу, о Котором, вероятно, она слышала и до того времени. Тогда сердце ее исполнилось живой веры и несомненного упования. Тогда в устах ее открывается молитва простая, но задушевная: “Помилуй меня, Господи!”
Так обыкновенно рождается в душах истинная вера и молитва. Бог посылает человеку скорбь, смиряет его, т.е. душа, погруженная в бездну суеты, осуждения, злопамятства, раздражительности, гордости, ропота, мучимая диаволом и обладаемая многоразличными порочными страстями, озирает себя и понимает свою нищету в добре, свое омрачение грехами! Тогда человек начинает вздыхать о своем избавлении и искать помощи. Гром грянул, молния заблестела, и человек вдохновенно осенил себя крестным знамением. В страхе и надежде он обращается к Иисусу и вопиет к Нему: “Помилуй мя, Господи. Исцели душу мою, яко согрешил к Тебе”.
Братия и сестры! Предстоя здесь, во храме Божьем, в присутствии Совершителя нашей веры, восчувствуем скорби и заботы нашей души и скажем Ему от всего сердца: “Господи, Иисусе Христе, Врачу душ и телес наших! Помилуй нас, помилуй нас! Аминь”.

Протоиерей Валентин Амфитеатров