Чудотворные иконы святителя Николая Чудотворца Харьковского Николаевского девичьего монастыря

По материалам сайта http://svlavra.church.ua

Чудотворная икона свт. Николая с частицей его святых мощей и его святительским омофором
Чудотворная икона свт. Николая с частицей его святых мощей и его святительским омофором

Старинный образ святителя Николая Чудотворца, явленный в XVI-том веке в пещерах Святогорской обители, во времена гонений на Церковь и разорения обители исчез, сейчас местонахождение чудотворной древней иконы неизвестно. Но по святым молитвам угодника Божия святителя Николая Господь послал в Святогорский монастырь ещё один чудотворный образ святого. Его в Святогорье передали сёстры бывшего когда-то в селе Стрелечье Харьковской области Харьковского Николаевского девичьего монастыря*.

Точное происхождение этой иконы неизвестно. Святитель Николай изображен на ней в рост, как пишется его образ «Зарайский». Об иконе известно, что она приплыла к монастырю по речке и по своему внешнему виду была очень древняя. Доска, на которой была написана икона, была расколота на две части, но по преданию, сама собой срослась, когда обе части иконы достали из воды и соединили их.

В напоминание об этом чуде и как прямое свидетельство тех событий осталась продольная трещина через лик святителя Николая — но только лишь на лицевой стороне иконы. Тыльная же сторона иконы абсолютно цельная, без каких-либо повреждений. Этот непреложный факт засвидетельствовал Высокопреосвященнейший владыка Арсений, митрополит Святогорский, который в своё время принимал эту икону у сестёр бывшего монастыря и вкладывал её в киот. По словам владыки Арсения, святитель Николай как бы оставил знак на лицевой стороне иконы, на своем святом лике — в памятование о былом повреждении иконы, о том старинном предании, что святыня была расколота и дивным образом срослась.

Когда-то икона святителя Николая в Верхо-Харьковском Свято-Николаевском женском монастыре хранилась в драгоценной золотой ризе, усыпанной бриллиантами и сапфирами. Но, к сожалению, в богоборческое время дорогую ризу кощунственно сняли, и сёстры обители вышили своими руками золотыми нитями ризу на икону святителя Николая, в которой она и находится. Также в эту икону вставлены и поныне сохранившиеся два маленьких золотых ковчега — в одном из них мощи святителя Николая, а в другом — часть омофора, епископской одежды, в котором, по преданию, святой присутствовал на Первом Вселенском Соборе. Икона хранится в ризнице Свято-Успенского собора.

Икона свт. Николая из привокзальной часовни г. Харькова
Икона свт. Николая из привокзальной часовни г. Харькова

Кроме того, сёстры Николо-Стрелечего монастыря передали в Святогорскую Лавру ещё один древний чтимый образ. На вокзале города Харькова была часовня святителя Николая, где стоял чудотворный образ, который после разорения часовни сёстры забрали к себе на подворье, а потом передали в Святогорскую обитель. Эта большая икона в серебряной ризе, чтимый старинный образ святителя Николая находится в правой части Свято-Успенского собора.

Данный материал подготовлен на основании проповеди Высокопреосвященнейшего владыки Арсения, митрополита Святогорского, произнесённой в день памяти святителя и чудотворца Николая 22 мая 2015 года.

*Харьковский Николаевский девичий монастырь

В литературе монастырь часто упоминается как Верхне-Харьковский. Такое название он получил из-за близкого расположения (более 7 км) от верховья р. Харькова (с. Стрелечье Харьковского уезда).

Вид Верхохарьковского Николаевского монастыря
Вид Верхохарьковского Николаевского монастыря

Харьковский Николаевский девичий монастырь построен на средства помещиков — дворян братьев Михаила и Павла Ивановичей Степановых и их сестры Елизаветы Ивановны (в монашестве Эмилии), о духовном настроении которой очень высоко отзывался святитель Игнатий Брянчанинов.

Николаевский девичий монастырь открыт 7 октября 1846 г., игуменьею обители поставлена строительница обители г-жа Степанова, мать Эмилия. От юности посвятив себя уединённой и девственной жизни, она уже 18 лет пред тем пребывала в Борисовском монастыре и вела жизнь строго постническую. С нею из Борисовской обители перешли в новую обитель до 25 сестёр.

Ахтырская икона Божией Матери, которой на смертном одре благословляла сестёр игумения Эмилия
Ахтырская икона Божией Матери, которой на смертном одре благословляла сестёр игумения Эмилия

«Господа Степановы в три года успели построить три корпуса, предположенные в плане, два деревянных и один каменный, каменную ограду на протяжении 900 сажень, часть колокольни, семь каменных башен по ограде. Вид обители по планам величественный и красивый; здания воздвигнуты во вкусе готическо-византийском, так что лёгкость соединена с важностью», — писал о новой обители святитель Филарет Гумилевский.

 

К 1912 г. в монастыре было пять храмов: Николаевский (1840 г.), Казанской иконы Божией Матери (1852 г.), Архистратига Михаила (1852 г.), больничный во имя святой и равноапостольной Царицы Елены (1904 г.), кладбищенский во имя преподобной Эмилии (1865 г.).

Процветающая обитель довольно быстро становилась одним из самых значимых монастырей того времени. Своим августейшим вниманием её почтили такие высокие особы, как Их Императорские Высочества Государь Император Александр Николаевич II и Великая Княжна Мария Александровна (в 1864 году Великая Княжна даже передала в дар монастырю церковные облачения). История монастыря хранит память о посещении художника Илии Репина (двоюродная сестра которого монахиня Олимпиада подвизалась в обители), по вдохновению написавшего там картину «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трёх невинно осуждённых» (ныне полотно экспонируется в Харьковском художественном музее).

Епархиальное начальство со своей стороны проявляло отеческое заботливое попечение об устроении внутреннего благосостояния новой обители.

Так, интересные сведения, повествующие нам о духовной связи воспоминаемой ныне Свято-Николаевской обители и Святогорской Лавры, находим мы в Святогорском патерике. Первый настоятель возрождённой в XIX веке Свято-Успенской Святогорской пустыни, преподобный архимандрит Арсений высшим церковным начальством был отмечен как опытный устроитель духовной иноческой жизни, и назначался благочинным сперва двух девических монастырей, а затем — и всех монастырей Харьковской епархии. В числе первых двух подопечных обителей был недавно открывшийся Харьковский Николаевский девичий монастырь в селе Стрелечье:

Архимандрит Арсений Митрофанов
Архимандрит Арсений Митрофанов

«Ради опытного знания правильных порядков при введении общежития, отец Арсений 5 июня 1850 года был назначен благочинным Хорошевского Вознесенского девичьего монастыря, в котором, при его искреннем и отеческом участии, много сделано улучшений духовных при изменении особножительного устава жизни на общежительный.

22 августа 1855 года Высокопреосвященнейший архиепископ Филарет (Гумилевский) назначил отца Арсения благочинным Харьковского Николаевского девичьего монастыря (известного под названием Николо-Стрелечий), устроенного в 1846 году в 40 верстах от г. Харькова братьями дворянами Степановыми, сестра которых — Елизавета Ивановна (в монашестве Эмилия) стала в нём первой игуменией. Всегда внимательный и отзывчивый, отец Арсений оказался ей очень полезным со стороны духовной при устроении внутреннего благосостояния и учреждении правил общежития в новой обители.

Как опытный устроитель духовной иноческой жизни, 22 декабря 1858 года отец Арсений стал благочинным всех монастырей Харьковской епархии, сменивши в этой должности ректора Харьковской Духовной семинарии, отправившегося в то время в Санкт–Петербург для заступления в чреду священнослужения и проповеди Слова Божия».

(Святогорский патерик, Том I, С. 95–96: «Житие преподобного архимандрита Арсения (Митрофанова), настоятеля Свято-Успенской Святогорской пустыни» († 12/25 октября 1859 г.))

Закат славной обители во имя святителя Николая

В начале 30-х годов ХХ столетия процветающий Николо-Стрелечий монастырь прекратил существование. Четыре церкви были взорваны, монастырское имущество варварски разграблено. Из храмового комплекса обители до наших дней сохранился только лишь один храм — больничный во имя святой и равноапостольной Царицы Елены, в безбожное время социализма превращённый в сельский клуб.

Все оставшиеся монастырские постройки в 1930 году властями были приспособлены для размещения 300 психически больных жителей области. Так на месте осквернённой святыни появилась психиатрическая больница.

Святитель Филарет (Гумилевский), епископ Харьковский и Ахтырский с 1848 г. по 1859 г. (архиепископ с 1857 г.)
Святитель Филарет (Гумилевский), епископ Харьковский и Ахтырский с 1848 г. по 1859 г. (архиепископ с 1857 г.)

После освобождения, с 1944 по 1953 гг. это учреждение существовало как психоневрологическая больница республиканского подчинения, количество в ней мест было увеличено до 500. С 1953 года она функционирует уже как Харьковская областная психиатрическая больница. В 1960-70-е года в связи с активным строительством больничных корпусов на территории, примыкающей к бывшему монастырю, к 1975 году количество койко-мест дошло до 1460. В настоящее время эта психиатрическая больница рассчитана на 1360 мест.

Характеристика обители подготовлена на основе «Историко-статистического описания Харьковской епархии» святителя Филарета (Гумилевского), труда Попова И. «Верхо-Харьковский Николаевский первоклассный девичий общежительный монастырь, Харьковской губернии и уезда: Историко-статистическое описание», Харьков, 1912 г., а также архивных данных.

Судьба сестёр Харьковского Николаевского девичьего монастыря

Во времена разорения и закрытия Николо-Стрелечей обители все её насельницы претерпели различные гонения, многие были мучимы, многие казнены, сосланы в ссылки. Многие из насельниц бежали в Харьков, некоторые подвизались на единственном харьковском подворье монастыря, которое чудом было не тронуто в годы воинствующего безбожия.

Старшая сестра подворья, схимонахиня Онуфрия
Старшая сестра подворья, схимонахиня Онуфрия

В основном, жили тем, что пекли просфоры для многих харьковских храмов и вышивали золотом (в основном, плащаницы). Сюда поступали и новые насельницы. Так, к 90-м годам небольшая монашеская община состояла из 10 сестёр. Трём из них довелось долгое время работать на мирских работах, как того требовали порядки советского государства. Так, старшая сестра монахиня Агния (в схиме Онуфрия, Шимко Анна Архиповна, 1928 г. — †1.07.1998 г.) трудилась на харьковском заводе главным бухгалтером, монахиня Макария (в схиме Магдалина, Черных Мария Михайловна, 05.06.1930 г.р.) — уборщицей в заводоуправлении, а монахиня Мелитина (в схиме Николая, Пасмор Мария Сергеевна, 14.08.1920 — †5.01.2012 г.)— поваром в больнице. Приходя с работы, сёстры помогали остальным в главных послушаниях — выпечке просфор и вышивке золотом. Также сёстрам довелось 13 лет ухаживать за парализованной схимонахиней Памвой (Комендантова Елизавета Мартыновна, 1885 г. — †7.01.1976 г.).

Схимонахиня Магдалина
Схимонахиня Магдалина

Святогорская и Николо-Стрелечья обители: духовное родство сквозь время

В конце 1990-х владыки Алипий (Погребняк) и Арсений (Яковенко) духовно окормляли и опекали оставшихся на подворье сестёр. В 2005 году одну из последних троих сестёр, схимонахиню Мелетию (Заднепровская Мария Трофимовна, 19.08.1927 – †27.05.2016 г.) привезли в Святые Горы и поселили в отдельной келье монастырской гостиницы для паломников. В 2007 году остальных двух сестёр, схимонахиню Николаю и схимонахиню Магдалину также привели в Святогорье и определили в паломнической гостинице. В скором времени для удобства и спокойного проживания преклонных лет трёх матушек Николо-Стрелечей обители часть этажа гостиничного корпуса перегородили.

Схимонахиня Николая
Схимонахиня Николая

В благодарность за отеческое попечение о них сёстры Николо-Стрелечей обители привезли с собой и передали в дар Святогорской обители две упомянутые выше чтимые иконы святителя Николая и другие святыни.

Так по благословению Их Высокопреосвященств владыки Алипия и владыки Арсения три матушки Николо-Стрелечей обители оказались в Святых Горах, и как во времена становления их родной Николо-Стрелечей обители, под покровительством и духовным окормлением святогорцев. А духовная сокровищница Святых Гор пополнилась редкими древними иконами своего Небесного покровителя, угодника Божия Николая Чудотворца.

Схиархимандрит Михаил (Галушко)
Схиархимандрит Михаил (Галушко)

Также следует отметить, что схимонахиня Онуфрия ещё во время своего проживания на подворье Николо-Стрелечего монастыря сподобилась духовного общения с преподобным святогорцем — схиархимандритом Михаилом (Галушко), исповедником Святогорским. В последние годы жизни преподобного в городе Харькове мать Онуфрия часто бывала у него, помогая и оказывая своё попечение о старце, и получая его духовное окормление.

На сегодняшний день в Святогорской гостинице проживает схимонахиня Магдалина. Заботливо досматривает матушку опекающая насельниц гостиницы монахиня Арсения.
Данный раздел подготовлен благодаря рассказу одной из последних насельниц Николо-Стрелечей обители, схимонахини Магдалины (в миру Черных Марии Михайловны, 1930 года рождения), 40 лет вместе с другими сёстрами обители подвизавшейся на подворье закрытой обители в городе Харькове.

Матушки подворья в богадельне Святогорской Лавры. 23 февраля 2008 г.
Матушки подворья в богадельне Святогорской Лавры. 23 февраля 2008 г.

Имеем непреложное упование, что милостью Божией и молитвами святителя и чудотворца Николая, посвящённая ему святая обитель в селе Стрелечье, некогда освящающая молитвою весь Харьковскую, когда-нибудь обязательно да будет восстановлена! И вновь освятится край тот возрождённой в нём жизнью монашеской, когда восстанет из пепла поруганная святыня.

%d такие блоггеры, как: